Бессребреники Косма и Дамиан: как достичь Бога?
Для медицины 14 ноября – день достаточно знаменательный. В 1771 году рождается один из основоположников патологической анатомии и гистологии, французский врач Мари Франсуа Ксавье Биша, а в 1891-м – лауреат Нобелевской премии Фредерик Грант Бантинг – канадец, получивший инсулин в чистом виде. В 1901 году австрийский врач Карл Ландштейнер делит образцы крови на три группы (тогда это были А, В и 0). Через два года Нидерланды облетает новость об изобретении электрокардиографа. В 1968 году была произведена первая в Европе трансплантация легкого.
Однако задолго до всех этих событий, в III веке, в Риме жили два других врача, мученики и бессребреники братья Косма и Дамиан, источником врачебного искусства которых был Сам Христос и чью память Православная Церковь почитает именно 14 ноября. Мы помним, что они не брали платы со своих пациентов, а пострадали из-за зависти, скажем так, коллеги. Но поговорить в этот раз хотелось бы не только о врачебных талантах, а о талантах вообще. Некоторые варианты жития братьев вполне однозначно обозначают сущность подвига Космы и Дамиана: «Святые явили подлинно христианское употребление человеческого таланта».
Естественно, что при разговоре о талантах многим на ум сразу придет известная притча Христа, на ней немного и остановимся. Напомню, что в древнем мире талантом именовалась мера драгоценных металлов. У разных народов она имела различное значение: от 16,8 г до 60,4 кг. Еврейский талант был из числа «тяжеловесов» и равнялся 44,8 кг. Это «цифровое» замечание важно учитывать при рассмотрении упомянутой притчи. В словах Христа талант – это, конечно же, аллегория, отсылающая нас к талантам человеческим, которые суть дары Божьи, вручаемые Им каждому для реализации на благо ближнего, во славу Божью и тем самым являющиеся одним из инструментов, вспомоществующих нам в деле спасения. Эту мысль подтверждают слова свт. Василия Великого: «Думаю, что притча сказана о всяком даре Божием, чтобы всякий, какую бы благодать от Бога получить ни удостоился, приумножал ее, обращая в благодеяние и в пользу многих, потому что никто не лишен части в Божией благодати».
Мы видим, что не бывает людей неталантливых. Да, не всем дано сочинять музыку или писать картины, но каждый человек особенный, наделенный уникальным сочетанием свойств и качеств, – не бывает ведь одинаковых личностей. Даже близнецы, практически идентичные внешне, могут быть диаметральными противоположностями в своей внутренней организации, мироощущении, характере и мировосприятии. Кроме того, я не зря указал на числовое значение таланта, ведь в притче один раб получил пять талантов, другой – два, третий – один (Мф. 25:15), но и один талант – это уже немало. В Евангелии не указывается, о каком металле идет речь, но для наглядности давайте предположим, что это достаточно недорогое серебро. Сегодня 44,8 кг серебра будет стоить порядка 35 тыс. долл. Теперь попробуйте представить эту крупную сумму в эквиваленте человеческих талантов, – как много нам дано! Именно поэтому реализация таланта в рамках христианкой жизни – это подвиг, тогда как пренебрежение им заслуживает отправки «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30).
Столь суровое наказание говорит нам о том, что реализация таланта не просто удел наших вкусовых предпочтений: хочу–не хочу; это восстание против Бога, отказ от Его дара, от Его благости и любви, а, как следствие, подчинение инфернальным силам. Замечательные, но страшные слова мы слышим из уст прп. Иустина (Поповича): «Ленивый раб всю жизнь свою выткал на ткацком станке безбожничества, пряжей тьмы по основе мрака. Ибо его упорное скрывание Божиего таланта в земле есть закапывание, прятание Божиего света. Местопребывание безбожничества и внебожничества все из мрака и тьмы, и все во тьме. В этом существо его бытия. ‟Бог есть свет”, а диавол – тьма. Каждый грех – это особая тьма, а все грехи вместе – это вечный мрак, ад, царство царя и творца тьмы».
Из этой цитаты можно сделать вывод, что употребление таланта для пагубы себя и окружающих равносильно закапыванию дара Божьего. Большой талант – большая стихия, за его благое употребление положена и большая награда, а потому и наказание обратно пропорционально ей. Если эта стихия подпадет под демоническое влияние, то обязательно наделает много беды. Сколько уже было великих художников, писателей, философов, которых и в живых-то нет, а их творения иногда столетиями продолжают служить источником соблазнов и искушений. Получается, что сам человек со смертью утратил возможность совершать новые грехи, но его труды «грешат» в других людях за него. В каждом индивиде есть Божий свет, а его сокрытие под личиной уродства, безобразия, хаоса или эгоизма и есть служение тьме. Думаю, что многие из нас смогли бы в этом плане привести не один пример.
Но давайте перейдем на светлую сторону нашего вопроса. Мысль прп. Иустина протирается дальше. Он напоминает, что земная жизнь человека должна быть одним сплошным богослужением. Само же богослужение – это и есть благая реализация таланта. Добрый раб понял, что весь наш земной путь суть «непрерывный подвиг верности Богу», и это то немногое, что нам доступно, но и его достаточно для спасения. Не потому ли в притче Господин и рабу, реализовавшему два таланта, и рабу, реализовавшему пять талантов, одинаково отвечает: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен» (Мф. 25:21–23). Малое – земной мир, в котором, пишет прп. Иустин, «малой мерой можно охватить Бога и Божие и в малой мере жить Богом и Божиим». И необязательно быть выдающимся человеком, напомню, что один талант – это немало, а потому к выдающимся людям Бог не ближе, чем к людям к «простым». Вообще, критерий «талантливости» весьма относителен. Неизвестно, кто более одарен – композитор с мировым именем или врач, безропотно и добросовестно несущий свое служение ближним в обыкновенной больнице; архитектор, построивший известнейшие и красивейшие здания планеты, или все же учитель, сумевший за все время своего преподавания воспитать сотни учеников, вложить в их детские умы и сердца правильные и добрые вещи?
Земные Божьи дары – это лишь небольшие дары, блеклое отражение тех даров, которые ждут человека в случае верности в малом: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Нам предстоит войти «в радость господина своего» (Мф. 25:21–23), и это радость, которую никто у нас не сможет отнять (Ин. 16:22).
Стоит напомнить, что притча о талантах сказана была Христом в разговоре о Его Втором пришествии и обращена была к Его ученикам. Отсюда блж. Иероним Стридонский делает вывод: если и апостолам предстоит «воскреснуть под страхом за исход суда», то что тогда говорить о нас с вами?
Думаю, что сказано уже достаточно. Пожалуй, самое главное, что мы можем вынести из жизненного опыта мучеников Космы и Дамиана, – мысль о том, что святость для нас принципиально достижима, что в земном бытии Бог охватывается малой мерой. Апостол Павел еще в своей знаменитой, произнесенной в Афинском ареопаге, проповеди указал: Господь каждому человеку назначил «предопределенные времена и пределы обитанию», дабы мы «искали Бога», не ощутим ли Его и не найдем ли, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26–27).
Мы живем в миру, большинство из нас неспособно на большие аскетические подвиги, но спасаться же как-то нужно? Потому и давайте спасаться с помощью тех «инструментов», которые в нас заложил наш Творец.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке. Фрагмент: pravlife.org
Просмотрено (84) раз