Выбрать страницу

«И свет во тьме светит»

«И свет во тьме светит»

Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, потому что в ней есть нечто новое, что нам надлежит усвоить и испытать. О какой новизне идет речь?

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5).

Когда мы слышим евангельский отрывок в пасхальную ночь, мы спрашиваем себя, где в нем упоминание о смысле праздника Пасхи?

Все пасхальные гимны, однако, говорят нам о радости некоего важного нового события, которое произошло, нового начала и новой зари, воссиявшей над нами.

«Приидите пиво пием новое…» Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, потому что в ней есть нечто новое, что христианам надлежит усвоить и испытать. О какой новизне идет речь? В чем же глубинный смысл этого праздника?

И евангельский отрывок раскрывает эту тайну: «Свет во тьме светит; и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Мы читаем о победе и величии света в Евангелии от Иоанна. Свет – это реальность, истинное существование, а тьма – это небытие, ничто, это отсутствие света. Сияние света рассеивает тьму и побеждает ее.

Этот отрывок говорит нам о битве света с тьмой и о победе света. Этот свет на языке св. Иоанна есть жизнь: «И жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Здесь мы читаем о победе жизни над смертью, об уничтожении и попрании смерти и об избытке жизни, о Воскресением Христовом.

В одном из гимнов Пасхального канона говорится: «Мы о Бозе торжествуем великия Пасхи день, светло празднующе Христа во веки».

Это и есть Евангелие победы жизни, то есть Евангелие Воскресения. Христианство – это не просто религия, а, скорее, жизненный поток. Другими словами, христианство – это религия жизни.

Наш Бог есть Бог живых, а не мертвых. О какой жизни мы здесь говорим? Если бы кто-нибудь спросил нас о смысле жизни, мы бы обнаружили, что некоторые из нас имеют разные мнения на этот счет.

Фото: monastery.ru

Кому-то кажется, что жизнь возникла по случайному стечению обстоятельств. Для некоторых смысл человеческой жизни означает не больше, чем оставаться здоровым или жить на земле дольше.

Для других жизнь – это динамизм и движение, и все, что имеет обновление. Обновление для них – это печать жизни. Для таких смысл жизни в том, что человек остается живым благодаря своему потомству и всем изобретениям, которые он оставляет после себя. Он оставляет свои дела и свое имя на земле. Как будто жизнь – это то, что человек оставляет после себя, а не то, что он уносит с собой…

Как будто жизнь – это то, что человек оставляет после себя, а не то, что он уносит с собой…

Другие, столкнувшись с болезненной и постыдной реальностью смерти, считают себя экзистенциалистами. Они повторяют слова эпикурейцев на современный лад: «Ешь, пей и веселись, ибо завтра мы умрем». Для них жизнь наполнена потворствам своим желаниям. В лучшем случае они могут думать о жизни как о романтике, то есть о любви к деньгам, литературе и искусству.

Реальность смерти, однако, делает все эти представления горькими. Они в итоге не спасают человека, а, скорее, обезболивают его до момента, когда человек в конце должен просто сдаться уничтожению и умиранию.

Но с момента Воскресения Христа только христианство открыло нам истинность вечной жизни. Смерть и Воскресение Христа показали, что жизнь продолжается и после смерти тела.

Однако среди самих христиан есть три направления мысли. Первое подчеркивает красоту вечности. Когда этот ход мысли сравнивает настоящую жизнь с вечностью, он показывает, как болезненно, суетно и нелепо настоящее и как прекрасна вечность.

Фото: monastery.ru

Очень часто мы читаем христианские статьи и книги, в которых говорится о том, как низко и преходяще настоящее. Там говорится, что настоящая жизнь заканчивается, а будущая жизнь будет длиться вечно, и человечество оплачивает стоимость этой будущей жизни в течение своей настоящей земной жизни. Наша нынешняя жизнь понимается тогда как искупление наших грехов и плата за вход в Царство. Вот почему христианину нужно спешить с гуманитарными делами в благотворительных и общественных организациях, ибо все это дела искупления или свидетельства отпущения грехов.

Второе направление мысли не слишком отличается от первого в отношении взгляда на настоящую жизнь по сравнению с будущей вечностью. Единственная разница в том, что люди с таким направлением мысли верят, что вход в Царство – это безвозмездный дар, и только верой, а не делами, мы обретаем вечную жизнь. Просто верь, и ты будешь спасен. Ибо цель настоящей жизни – распространять веру в Иисуса Христа и проповедовать словом.

Все эти направления мысли – только некоторые картины жизни, иногда правильные, иногда неправильные. Но в любом случае это не та жизнь, о которой мы читаем в Священном Писании, особенно в Евангелии от Иоанна.

Жизнь, по определению Евангелия, есть свет, пришедший в мир. Слово стало плотью, и это Слово есть Бог. Проще говоря, жизнь – принятие этого света.

Фото: monastery.ru

Этот отрывок ясно говорит о том, что свет побеждает тьму. Свет сильнее тьмы, но Он не навязывает Себя человеческой воле. Жизнь сильнее смерти, но она – в свободе человечества.

Черпать из света нашу жизнь, жить в свете и для света – это и есть настоящая жизнь. Иметь личный опыт общения с Иисусом – это настоящая жизнь. Если у человека нет этого личного опыта общения со Христом, то все учреждения и благотворительные организации, вся вера, потомство и здоровая жизнь не помогут обрести смысл истинный жизни. Чтобы жизнью мы могли провозглашать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20) и вместе с псалмопевцем: «Господь просвещение мое и спаситель мой» (Пс. 16: 1).

Черпать из света нашу жизнь, жить в свете и для света – это и есть настоящая жизнь

Следовательно, вечная жизнь не начинается только после смерти. Жизнь начинается с того момента, когда мы принимаем в себя Свет. Вечная жизнь начинается с Крещения, а не с погребения. И тогда «будущая жизнь» становится настоящей.

Если мы не испытаем томления по Богу и не почувствуем, что «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12: 29), если не будем в общении со Христом в этой жизни, то не познаем Его в жизни будущей.

Это и есть настоящая жизнь – ощущать тепло Божественного присутствия каждый день. Преподобный Серафим Саровский определяет смысл человеческой жизни во Христе как стяжание Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский усердно молился Богу, говоря: «Соделай, Господи, всех познающими Тебя», то есть соделай, чтобы все жили в Тебе.

Фото: monastery.ru

Поэтому, если Христос не воскрес, наша вера тщетна. Если Христос не воскрес, какой свет заставит меня гореть?.. Как я смогу познавать жизнь? Вот так мы понимаем слова преподобного Серафима: «Радость моя, Христос воскрес!»

Воистину воскрес! Аминь.

Митрополит Павел (Язиджи)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (38) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »