Выбрать страницу

«И свет во тьме светит»

«И свет во тьме светит»

Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, потому что в ней есть нечто новое, что нам надлежит усвоить и испытать. О какой новизне идет речь?

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5).

Когда мы слышим евангельский отрывок в пасхальную ночь, мы спрашиваем себя, где в нем упоминание о смысле праздника Пасхи?

Все пасхальные гимны, однако, говорят нам о радости некоего важного нового события, которое произошло, нового начала и новой зари, воссиявшей над нами.

«Приидите пиво пием новое…» Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, потому что в ней есть нечто новое, что христианам надлежит усвоить и испытать. О какой новизне идет речь? В чем же глубинный смысл этого праздника?

И евангельский отрывок раскрывает эту тайну: «Свет во тьме светит; и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Мы читаем о победе и величии света в Евангелии от Иоанна. Свет – это реальность, истинное существование, а тьма – это небытие, ничто, это отсутствие света. Сияние света рассеивает тьму и побеждает ее.

Этот отрывок говорит нам о битве света с тьмой и о победе света. Этот свет на языке св. Иоанна есть жизнь: «И жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Здесь мы читаем о победе жизни над смертью, об уничтожении и попрании смерти и об избытке жизни, о Воскресением Христовом.

В одном из гимнов Пасхального канона говорится: «Мы о Бозе торжествуем великия Пасхи день, светло празднующе Христа во веки».

Это и есть Евангелие победы жизни, то есть Евангелие Воскресения. Христианство – это не просто религия, а, скорее, жизненный поток. Другими словами, христианство – это религия жизни.

Наш Бог есть Бог живых, а не мертвых. О какой жизни мы здесь говорим? Если бы кто-нибудь спросил нас о смысле жизни, мы бы обнаружили, что некоторые из нас имеют разные мнения на этот счет.

Фото: monastery.ru

Кому-то кажется, что жизнь возникла по случайному стечению обстоятельств. Для некоторых смысл человеческой жизни означает не больше, чем оставаться здоровым или жить на земле дольше.

Для других жизнь – это динамизм и движение, и все, что имеет обновление. Обновление для них – это печать жизни. Для таких смысл жизни в том, что человек остается живым благодаря своему потомству и всем изобретениям, которые он оставляет после себя. Он оставляет свои дела и свое имя на земле. Как будто жизнь – это то, что человек оставляет после себя, а не то, что он уносит с собой…

Как будто жизнь – это то, что человек оставляет после себя, а не то, что он уносит с собой…

Другие, столкнувшись с болезненной и постыдной реальностью смерти, считают себя экзистенциалистами. Они повторяют слова эпикурейцев на современный лад: «Ешь, пей и веселись, ибо завтра мы умрем». Для них жизнь наполнена потворствам своим желаниям. В лучшем случае они могут думать о жизни как о романтике, то есть о любви к деньгам, литературе и искусству.

Реальность смерти, однако, делает все эти представления горькими. Они в итоге не спасают человека, а, скорее, обезболивают его до момента, когда человек в конце должен просто сдаться уничтожению и умиранию.

Но с момента Воскресения Христа только христианство открыло нам истинность вечной жизни. Смерть и Воскресение Христа показали, что жизнь продолжается и после смерти тела.

Однако среди самих христиан есть три направления мысли. Первое подчеркивает красоту вечности. Когда этот ход мысли сравнивает настоящую жизнь с вечностью, он показывает, как болезненно, суетно и нелепо настоящее и как прекрасна вечность.

Фото: monastery.ru

Очень часто мы читаем христианские статьи и книги, в которых говорится о том, как низко и преходяще настоящее. Там говорится, что настоящая жизнь заканчивается, а будущая жизнь будет длиться вечно, и человечество оплачивает стоимость этой будущей жизни в течение своей настоящей земной жизни. Наша нынешняя жизнь понимается тогда как искупление наших грехов и плата за вход в Царство. Вот почему христианину нужно спешить с гуманитарными делами в благотворительных и общественных организациях, ибо все это дела искупления или свидетельства отпущения грехов.

Второе направление мысли не слишком отличается от первого в отношении взгляда на настоящую жизнь по сравнению с будущей вечностью. Единственная разница в том, что люди с таким направлением мысли верят, что вход в Царство – это безвозмездный дар, и только верой, а не делами, мы обретаем вечную жизнь. Просто верь, и ты будешь спасен. Ибо цель настоящей жизни – распространять веру в Иисуса Христа и проповедовать словом.

Все эти направления мысли – только некоторые картины жизни, иногда правильные, иногда неправильные. Но в любом случае это не та жизнь, о которой мы читаем в Священном Писании, особенно в Евангелии от Иоанна.

Жизнь, по определению Евангелия, есть свет, пришедший в мир. Слово стало плотью, и это Слово есть Бог. Проще говоря, жизнь – принятие этого света.

Фото: monastery.ru

Этот отрывок ясно говорит о том, что свет побеждает тьму. Свет сильнее тьмы, но Он не навязывает Себя человеческой воле. Жизнь сильнее смерти, но она – в свободе человечества.

Черпать из света нашу жизнь, жить в свете и для света – это и есть настоящая жизнь. Иметь личный опыт общения с Иисусом – это настоящая жизнь. Если у человека нет этого личного опыта общения со Христом, то все учреждения и благотворительные организации, вся вера, потомство и здоровая жизнь не помогут обрести смысл истинный жизни. Чтобы жизнью мы могли провозглашать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20) и вместе с псалмопевцем: «Господь просвещение мое и спаситель мой» (Пс. 16: 1).

Черпать из света нашу жизнь, жить в свете и для света – это и есть настоящая жизнь

Следовательно, вечная жизнь не начинается только после смерти. Жизнь начинается с того момента, когда мы принимаем в себя Свет. Вечная жизнь начинается с Крещения, а не с погребения. И тогда «будущая жизнь» становится настоящей.

Если мы не испытаем томления по Богу и не почувствуем, что «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12: 29), если не будем в общении со Христом в этой жизни, то не познаем Его в жизни будущей.

Это и есть настоящая жизнь – ощущать тепло Божественного присутствия каждый день. Преподобный Серафим Саровский определяет смысл человеческой жизни во Христе как стяжание Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский усердно молился Богу, говоря: «Соделай, Господи, всех познающими Тебя», то есть соделай, чтобы все жили в Тебе.

Фото: monastery.ru

Поэтому, если Христос не воскрес, наша вера тщетна. Если Христос не воскрес, какой свет заставит меня гореть?.. Как я смогу познавать жизнь? Вот так мы понимаем слова преподобного Серафима: «Радость моя, Христос воскрес!»

Воистину воскрес! Аминь.

Митрополит Павел (Язиджи)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (38) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение... далее

Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 его учеников

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский был главой этих подвижников... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы