Какое значение имеет возглас «Христос Воскресе»?
В чем главный смысл пасхального приветствия.
Вопрос этот сложный и очень глубокий, в то же время жизненно важный для православного христианина.
Если вкратце, между словом «Евангелие» и восклицанием «Христос Воскресе» можно поставить знак равенства. Потому что, в сущности, в Воскресении Христовом исполняется Евангелие. Оно Его острие, Его вершина. И в то же время глубина смысла.
Пасха Христова – это сердце Евангелия, Его душа! И потому радостный клич «Христос Воскресе» есть выраженное в краткой форме евангельское благовестие.
Разберем это на примерах из Священного Писания Нового Завета.
Святой первоверховный апостол Павел очень точно о том пишет: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13, 14). Т. е. если не было Воскресения Христова, то и христианство невозможно как таковое. Потому что Воскресение Христово, образно выражаясь, является «атомным реактором», который раздает электричество в тысячи домов. Это солнце, которое ниспосылает свои лучи, согревает всю вселенную и дарует миру жизнь.
Из слов Павла мы видим, что Воскресение Христово именно суть православной христианской веры – её ядро и фундамент.
Также хочется обратить ваше внимание на слово «свидетель», которое довольно часто повторяется, особенно в окончании Евангелия и в первой главе «Деяний святых апостолов». И здесь слово «свидетель» употребляется вполне в конкретном смысле: «живой свидетель Воскресения Христова, который собственными глазами видел Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа».
Об этом прямо говорится в Новом Завете. Когда на место отпавшего и погибшего Иуды надо было выбрать в число двенадцати апостолов человека, то первоверховный апостол Петр говорит об одном из главных аргументов, который использовался как критерий для отбора кандидатов: «был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1:22).
Именно поэтому о свидетельстве пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии: «Сей ученик (здесь святой Иоанн имеет в виду себя. – Прим. авт.) и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин. 21:24). О чем же свидетельствует апостол? Конечно, в первую очередь о Воскресении Христовом, которое он описал в последних главах Евангелия. И, конечно, слова «истинно свидетельство его» обозначают то, что он своими глазами видел пустой гроб, пелены и Воскресшего Господа. Об этом он и свидетельствует, словно печать ставит в документе. Поэтому Евангелие – это еще и документ о Воскресении Христовом.
И вот великие слова «Христос Воскресе» есть догматом и истиной Церкви. Они свидетельство того, что Спаситель победил грех, диавола и смерть. Они есть тем светом, который во тьме светит, и тьма его не может ни объять, ни уничтожить (см. Ин. 1:5). Потому что этот свет Воскресения Христова – источник жизни для всех человеков.
И прежде всего для тех, кто своим радостным трепещущим сердцем откликается на этот мощный евангельский призыв всем своим существом «Воистину Воскресе!», веруя в реальность Воскресения Христова и исповедуя Его. И такой человек через эту веру, как через некую дверь, входит в Новый Горний Град Иерусалим, началом которого есть Пасха Христова!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (87) раз