Быть нужными людям
Бывает, что Господь нам чего-то не дает и перед нами высвечивается другой путь. Важно с молитвой его принять и не замыкаться на себе, но быть открытыми для многих.
Сегодня, братья и сестры, мы особо чтим преподобного Антония Киево-Печерского. Того, кого Русская Церковь называет основоположником, основателем русского монашества. Монашества в полном смысле этого слова: с молитвой сердцем, с послушанием, со смирением и с великой дерзостью молитвенной к Богу. Ибо мы знаем, когда он пришел в Киев с Афона уединяться для подвигов, то там монастыри уже были. Но не нашел он подобного тому, что видел на Афоне.
Мы знаем, что преподобный Антоний родился за пять лет до Крещения Руси в местечке Любеч недалеко от Киева. Мы знаем, что с детства он полюбил Бога, мы знаем, что он любил молитву и в возрасте примерно 20 лет отправился сначала в Царьград, в Константинополь, бывал в святых местах Палестины и затем пришел на Афон. Конечно, Константинополь поразил его: обилие церквей, монастырей, огромный город… Но вместе с тем он не нашел того, чего часто ищет человеческая душа в общении с Богом, – настоящей тишины, уединения и, что немаловажно, наставника, духовника, который бы, сам пройдя этот путь, помог на основных его этапах своему ученику. И вот такое место он обрел на Афоне, где его поразило всё, что он там увидел. Надо сказать, что Х век, начало XI – это время расцвета афонского монашества. Мы помним, что монашество на Афон попало в свое время из монастырей Египта, и афонские монахи переняли первоначальный монашеский опыт.
И вот там преподобный Антоний подвизается, молится, достигает в молодом возрасте каких-то высот, и игумену монастыря приходит откровение свыше, что этого человека нужно отправить назад, в новопросвященную, только что крещеную Русь. Ибо монашество в христианстве, особенно в православии – это как живая нить, показывающая духовную жизнь. Те сообщества, в которых есть монастыри, монашество, действительно имеют живую связь с Богом, живой опыт общения с Творцом. И в наше время часто люди в воскресные дни специально едут в Оптину пустынь, в какое-то другое намоленное место к своему духовнику, для того чтобы прикоснуться к живой воде.
Те сообщества, в которых есть монашество, имеют живую связь с Богом
Преподобный Антоний уходит с Афона, возвращается в Киев, находит место возле села Берестово, там, где когда-то священник Иларион, будущий митрополит, выкопал себе пещеру небольшую, и поселяется там, где продолжает свой опыт молитвенного общения с Богом. По Евангелию, светильник не ставят под спудом, но помещают его сверху, чтобы он светил всем.
И действительно, вокруг преподобного Антония начинают собираться ученики, единомышленники, те, которые желают глубокого единения с Богом, которое, к сожалению, не всегда возможно в нашем непростом мире. И тысячу лет назад это было непросто, и тысячу лет назад кипели страсти, был шум как внешний, так и внутренний. Киево-Печерская обитель (Печерская – значит пещерная) начинает привлекать людей, учеников. И к концу жизни преподобного число учеников достигает ста.
Конечно, преподобному было нелегко. Его жизнь в пещерах была не только моментами славы, уважения и почитания. Мы знаем периоды, когда он возвращался на Афон, потому что много было препятствий. Мы знаем время, когда он уходил из Киева, потому что князь и бояре восставали против него, и через несколько лет они же просили его вернуться. Мы знаем многие другие причины, по которым жизнь его была отнюдь не сладка.
Киево-Печерская обитель. Фото: monastery.ru
Тем не менее прошло время, и, как это часто бывает, печерская обитель дала большой плод – оттуда пошли многие наши древнейшие русские монастыри. Перенеся афонскую традицию на русскую землю, преподобный Антоний не просто стал начальником русского монашества, он передал православию, христианству на русской земле, может быть, более глубокий, особенный смысл, тот, на которой могут ориентироваться все, не только монахи, но и миряне. И мы с вами поэтому через тысячу лет вспоминаем его.
Преподобный Антоний передал православию на русской земле более глубокий, особенный смысл
В жизни преподобного Антония был момент, когда он, уходя на Афон, не собирался возвращаться, говоря простым языком, его там все устраивало. Ту тишину, которую он искал, тех учителей, ту монашескую жизнь, тот вековой опыт иночества он нашел там. Но по слову игумена он возвращается на Русь. Что было легче? Остаться на Афоне или прожить ту жизнь, которую он прожил после возвращения?
Бывает так, братья и сестры, в нашей жизни, что Господь нас к чему-то призывает. Не всегда мы знаем и понимаем к чему, но сердце христианина должно быть готово ко многому. Современный человек по большей части эгоцентричен, он сосредоточен на себе, и верующие люди не исключение. Мы все равно думаем о каких-то своих делах, мы в молитвах Бога просим об устроении нашей жизни, это естественно. Но ведь иногда бывают такие моменты, которые не зависят от нас, но которые посылает Господь, и которые с первого взгляда неприемлемы для нас, или мы бы хотели другого. Но ведь бывает так, что Господь посылает человека, и конкретного человека, даже, может быть, нас с вами для того, чтобы мы стали в некоторой степени помощниками в обретении веры для других и помогали другим.
Сердце христианина должно быть готово ко многому
Яркий пример этого, кроме преподобного Антония, – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), который мог бы быть хорошим художником или юристом, у него были для этого способности и образование, он стремился к этому, ему это нравилось. Но как он писал в своей книге воспоминаний: «Я выбрал врачебное дело, потому что не мог заниматься тем, что мне нравится. Я занялся тем, что нужно людям». И мы знаем, как много на этом пути он претерпел страданий, как много искушений было в его жизни, и вместе с тем какому огромному количеству людей он помог. Помог и своим талантом, помог и духовно. А мог бы быть юристом, хорошим юристом, наверное, тоже помогал бы, но мы, наверное, не знали бы того святителя Луку и не прибегали бы к его мощам, и не молились бы ему в разных обстоятельствах жизни.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Фото: monastery.ru
Да и преподобный Антоний мог бы быть хорошим монахом, и в царствии Божием хорошим монахом, но мы бы сейчас с вами о нем не говорили, если бы он не послушал духовника и не оставил то комфортное в духовном смысле свое житье на Афоне.
Мы достаточно редко, надо честно сказать, можем чем-то поступиться, чем-то пожертвовать, это правда. Но иногда Господь посылает нам в жизни какие-то обстоятельства, которые от нас не зависят. Любая супружеская пара хочет иметь детей, но бывает так, что Господь кому-то детей не дает, и что это? Можно об этом печалиться, можно унывать, а можно подарить кому-то счастье – усыновить или удочерить. И таких случаев в нашей жизни много, когда что-то Господь не дает и перед нами высвечивается другой путь. Нам важно с молитвой его принять и не забывать, что не только в христианстве мы должны быть замкнуты на себе, но мы должны быть открыты для многих людей. И Господь нас призывает очень часто на это поприще. Аминь.
Игумен Павел (Полуков)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (106) раз