Выбрать страницу

Грешу ли я, не знаю сам. Среди опасений переисповедоваться и недоисповедоваться

Грешу ли я, не знаю сам. Среди опасений переисповедоваться и недоисповедоваться

Потребность в очищении души все сильнее дает о себе знать с началом Великого поста. Иные на этом пути стараются устроить глобальную прочистку своих «авгиевых конюшен», другие с увеличительным стеклом рассматривают «вся внутренняя своя». Навык покаяния приходит с опытом. Он помогает отделять причину от следствия, значительное — от второстепенного. За опытом исповедания как всегда обращаемся к протоиерею Владимиру Гофману.

— Люблю помечтать, а недавно прочитала, что это грех. Неужели представлять что-нибудь хорошее, прекрасное, чтобы отдохнуть душой, настолько вредно?

— Мечтания бывают разные. Поэтому мечтательность относят к разряду грехов. Но, думаю, вы понимаете, что не всякую мечтательность. Кроме того, есть еще и чувство меры. Можно так мечтать, что никакие дела делаться не будут. Вот тогда это грех. Вспомните Манилова. Такая мечтательность не созидательна. Но существует и другая, та, которая может стать стимулом к творчеству, подвигнуть человека к достижению цели. Тогда и греха нет.

— У меня затяжная депрессия. Молилась своими словами Господу от уныния, но понимаю, что этого мало, облегчение приходило лишь на мгновенье. С чего начать и как сделать правильно, чтобы окончательно избавиться от уныния и отчаяния?

— Многие наши беды приключаются от маловерия. По маловерию даже апостол Петр, уже шедший по воде навстречу Христу, стал тонуть. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14:31). И уныние, конечно, от маловерия и еще от незнания духовных законов. «И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк 4:40). Нет веры в то, что Господь слышит нас, дает нам все, что мы просим, если просимое направлено на спасение нашей души. Выбраться из уныния тяжело. Но у человека, в отличие от животных, есть воля. Не зря Спаситель сказал, что «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16).

Святые отцы советуют спасаться от уныния рукоделием. Короче говоря, надо трудиться и молиться. Казалось бы, просто, а на самом деле очень даже трудно. Но вера нас укрепляет. «Обладающие терпением избавляются от многих скорбей», — так говорил преподобный Ефрем Сирин. И преподобный Нил Синайский советует терпение: «От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия. Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, — и дух уныния бежит от тебя».

— Когда я наливала освященную на молебне воду в бутылку через воронку, то пролила на стол и на пол. Привела все в порядок, но на душе неприятно и тревожно из-за моей неловкости и рассеянности. Как быть? Надо ли покаяться в моей оплошности на исповеди?

— Если так подходить, то грехи будут видеться на каждом шагу. Люди с тревожно-мнительным характером так и мучаются. А что такое грех? Это осознанное (а иногда неосознанное) нарушение правил, законов и т. д. По-гречески, грех — промах, то есть человек промахнулся, не попал в цель. Если бы вы сознательно, по небрежности плескали святую воду, это было бы грехом, потому что мы призваны к святыне относиться бережно, с благоговением. Здесь же греха нет, но, если вам тревожно, скажите об этом на исповеди, а впредь будьте внимательны.

— Терзаюсь сомнениями по поводу исповеди. Всегда считала, что если я исповедуюсь, то обещаю Господу больше не совершать этих грехов, но в то же время понимаю, что не могу их не повторить. Искренне хочу покаяться, но боюсь, что это нечестно по отношению к Богу.

— Святые отцы говорили, что нужно возненавидеть грех, тогда с ним можно справиться. А если человек не уверен, что он хочет избавиться от греха, толку в исповеди мало. И все же нельзя оставлять надежду на Божию помощь, и нужно стараться всеми силами этот грех возненавидеть. Когда человек со слезами исповедуется и просит у Бога помощи для исправления своей жизни, когда он не только называет грех, но и борется с ним, Божия благодать поможет ему в этой борьбе. В «Аскетичес­ких опытах» святитель Игнатий  (Брянчанинов) говорит: «Необходим подвиг для христианина; но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа». Когда же на исповеди нет покаяния искреннего, нет просьбы о помощи свыше, а в жизни нет сопротивления страстям, такая исповедь и будет лицемерием и ханжеством, и толку от нее не ждите. Что от нас требуется в таинстве Покаяния? «Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление — новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи…»

— Хочу взять одноглазого котенка из жалости —  не грех ли будет его стерилизовать? И еще, можно ли усыплять животное по старости или болезни? Слышу разные мнения. А вы как думаете?

— Я думаю, что стерилизация животных — жизненная необходимость. Вмешиваемся ли мы таким образом в дела Господни? Скорее всего, да. Но вмешиваем­ся по милосердию, из двух зол выбирая меньшее. Во всяком случае, стерилизовать животное гуманнее, чем выбросить его потомство на улицу, обрекая на бездомную жизнь, а то и на смерть. Решение же всегда остается за тем, кто несет за животное ответственность, за тем, кто его приютил — за хозяином.

Что касается усыпления животного, мое мнение: по старости усыплять нежелательно, пусть доживет свой срок и умрет на руках хозяина. А вот по болезни — другое дело. Душа животного смертна, поэтому его страдания спасительного смысла не имеют, в отличие от страданий человека, которые такой смысл имеют в вечности. Тем не менее, если есть хоть малейшая надежда на выздоровление больного животного, надо с терпением ухаживать за ним. Если же такой надежды нет, то, как бы ни хотелось, чтобы смерть наступила естественным путем, гуманнее будет избавить питомца от страданий и усыпить.

— Живу в законном, но невенчанном браке. Это грех или нет?

— Нет, не грех. Православным супругам хорошо получить благословение Церкви на брак. Это желательно. Но, конечно же, ваш брак законный, хотя и не благословлен таинством. Вот официальный документ: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. Х).

— Моя подруга, воцерковленный человек, говорит мне, что нельзя никого обсуждать и говорить о ком-то в третьем лице. Но если я, например, хочу обсудить чей-то ремонт или платье — это тоже грех? Ведь у всех вкусы разные, можно обидеть.

— Никого не значит ничего. Да, людей мы не должны обсуждать.  «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф 7:1). Но это не значит, что мы не даем оценку тому или иному явлению. Снова откроем Евангелие: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин 7:24). Не быть лицемером, человекоугодником — это одна сторона, другая же — не потерять человеколюбие, милость к ближнему своему. Это непросто. Но разве нам кто-то обещал простую жизнь?

— Я был женат два раза, оба раза не венчался. Наделал много ошибок. Сейчас очень хочу создать настоящую православную семью раз и навсегда. Как на это смотрит Церковь, не является ли это грехом для меня? И не будет ли это грехом для женщины, которая выйдет за меня замуж?

— Создание семьи «настоящей, православной» не может быть грехом. Только дело это не из легких. Но с Божией помощью все получится. Возможно, что и таинство Венчания над вами будет совершено, если обратитесь за разрешением и благословением к правящему архиерею. «Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:27–28, 39)». (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. Х). Церковь допускает второй и даже третий брак при определенных условиях: «Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Вероника Калинина
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: nne.ru

Просмотрено (56) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы