Беги чревоугодия
Какими радостями заменить удовольствие от чревоугодия? Чем оно опасно для души и тела? Какие страсти сопутствуют чревоугодию? Прислушаемся к тому, что говорили святые о вредоносности страсти чревоугодия и борьбе с ней.
Преподобный Антоний Великий:
Убегай объядения, чтобы не увязнуть в сети плотского вожделения. Объядением отъемлется страх Божий у сердца и благообразие скромности у лица: подвижник подчиняется постыдным и скверным страстям, ум отчуждается от Бога.
Преподобный Ефрем Сирин:
Чревоугодник сокрушается только о том, как бы наполнить чрево свое яствами, а когда поест, мучается во время пищеварения; воздержание же сопровождается здоровьем.
*
Если хочешь довольствовать чрево свое малым, то воздай славу укрепившему тебя Богу.
*
Лев, гоняясь за добычей для своего чрева, делается пленником, и чревоугодник унижается для удовольствия чрева.
*
Если кто услаждается многоядением и яствами, то явно раболепствует он духу чревоугодия; а кто посвятил себя воздержанию и им себя обуздывает, тот легко преодолеет страсти и помыслы.
*
Если хочешь победить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий и победишь.
Преподобный Макарий Великий:
Относись к пище легко и не неистовствуй, обнаруживая чревоугодие. В замену удовольствий, которые заключаются в этих вещах, побуждай себя к радостям, заключающихся в божественных словах и священных песнопениях, и к даруемой тебе от Бога мудрости.
Святитель Василий Великий:
Как вода, разделяемая на многие протоки, делает, что зеленеют все места, лежащие около протоков, так и страсть чревоугодия, если разлилась в твоем сердце, напоив все твои чувства и насадив в тебе лес пороков, обратит душу твою в жилище зверей.
Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю; а если не овладеешь им, то сделаешься добычею смерти.
*
Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни; ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом.
Святитель Иоанн Златоуст:
Пресыщение приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, наполняет тело влагами, скопляет гной, причиняет множество болезней и производит большую тяжесть и непомерную тучность.
*
Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тупым; оно делает душу плотскою; оно ослепляет и не позволяет видеть.
*
Беги чревоугодия, порождающего в нас все пороки, удаляющего нас от Самого Бога и низводящего нас в бездну погибели.
*
Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души.
Святитель Григорий Богослов:
Учись держать чрево в крепкой узде; оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния.
Преподобный Нил Синайский:
Матерь сластолюбия – чревоугодие. От него, как от корня – отпрыски, возникают прочие страсти и, в скором времени став деревьями, вырастают в достигающие до небес пороки, потому что сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия.
Преподобный Иоанн Лествичник:
Отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом – разжигающую, а после – и услаждающую.
Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд.
*
Если ты победишь чрево, эту госпожу, то всякое место будет тебе содействовать в приобретении бесстрастия, если же она будет обладать тобою, то до самого гроба ты везде будешь бедствовать.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
В какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовными.
Святитель Григорий Палама:
Будем же бояться, чтобы и мы, отдавшись чревоугодию, не лишились обетованного благословения и наследия от Небесного Отца.
Святитель Димитрий Ростовский:
Пробеги умом свою жизнь с юного возраста и вспомни, что ты с давних пор ел и пил. Не один раз ты ел и достаточно много пил, однако все это прошло, как будто никогда и не бывало, и нет теперь об этом никакой памяти и нет от этого никакой пользы. Ибо как тогда, так и теперь, хотя и всеми яствами и питиями насладишься, ничего более не получишь, как только вред, и за каждым случаем наслаждения – тяжесть в душе и обновление страстей. Поэтому не желай здесь вознаградить себя таким способом, но все упование свое полагай в небесном.
Преподобный Варсонофий Оптинский:
Сон и чрево связаны между собою. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест, глаза не сыты – это грех.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу, и сердцем – уму.
*
Подвижник должен поддерживать здоровье и силы тела настолько, чтобы тело сохраняло способность служить Богу. Чрезмерное здоровье и дебелость тела вводят его в тяжелое плотское состояние. Тот, кто сделает свое тело легким посредством умеренного поста и бдения, доставит ему и самое прочное здоровье, и сделает его способным принять в себя действие Святого Духа.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным.
*
Не верь плоти своей, когда она расслабевает и отказывается служить тебе, будто по недостатку подкрепления пищею. Это – мечта. Преодолей себя, помолись усердно и увидишь, что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная: увидишь на деле, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4). Не надейся на хлеб.
*
Как ни вкусен обед, или вообще – блюда, никогда не увлекайся ощущением вкуса и не обременяй своего желудка, а с ним и души множеством пищи.
*
Проклятое невоздержание и чревоугодие! Какое множество ошибок делаем мы в продолжение нашей жизни, предаваясь неумеренному аппетиту и наслаждению. Сколько раз раскаивались, принимая намерение быть воздержными, и не исполняли, что хотели сделать!
Одолевает чревоугодие, скорее поревнуй о воздержании и посте.
*
Как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших!
*
Пироги – враги. Верно.
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: К. Маковский. «Боярский свадебный пир», 1883 г. / monastery.ru
Просмотрено (79) раз