
Покаяние и его плоды
Через покаяние мы получаем благодать Святого Духа, которая была изначально ослаблена нашими грехами. Борьба со страстями требует терпения и настойчивости, но полный успех зависит только от благодати Божией.
Христос – это живая Истина: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Христос есть жизнь безначальная, безграничная (ἀπεριόριστος), свободная (ἀδέσμευτος), со-вечная Отцу, неотделимая от Него. Бог Отец избрал нас быть Его чадами через Иисуса Христа, чтобы мы стали святы и непорочны. Через пролитие Крови Христовой к нам пришло спасение и прощение грехов. Премудро и щедро Бог излил на нас Свою благодать. Бесконечное благословение Божественных обетований начинается с призыва Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).
Через покаянный плач обновляется наша способность получать благодать Духа Святого, которая изначально была ослаблена нашими грехами. Когда человек начинает каяться, поначалу он не может освободиться от ограничений своего ветхого человека. В начале этого пути он пытается обуздать свои греховные намерения, подчинение страстям и греховным привычкам. Иногда у него легко получается отталкивать от себя искушения и не поддаваться страстям, а иногда это происходит болезненно. Тогда человек начинает понимать, насколько он еще далек от истинной духовной жизни. Это приводит его к смирению. Борьба со страстями требует терпения и настойчивости, но полный успех зависит только от благодати Божией.
Господь и Царь славы ободряет нас: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33). Победитель мира, то есть победитель греха или скорее победитель всякого греха во всех мирах и во все времена, Господь наш Иисус Христос стал трансцендентным, чтобы сделать таковыми и всех Своих последователей. Когда мы на протяжении всей жизни соблюдаем Божественные заповеди, мы идем точно к такой же победе. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просúте, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15: 7–8). Мы удостаиваемся этого только с Ним и через силу Его благодати. Иного пути нет.
Никто другой не способен открывать нам Божественные тайны, находящиеся за пределами природы, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9). Если мы решительно пойдем по Его стопам и останемся стойкими в следовании Его учению, мы станем способны воспринимать Его тайны в меру нашего покаяния. Если человек смиренно кается, он приобретает любовь, которая начинает изливаться из его сердца и объемлет не только видимое, но и невидимое творение. Так происходит, потому смиренная молитва более всего принимается Богом: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).
Если человек смиренно кается, он приобретает любовь, которая начинает изливаться из его сердца и объемлет не только видимое, но и невидимое творение
Но тот, кто вкусил эту сладость Божественного утешения, пусть будет готов вкусить и соответствующую горечь. Божия благодать, так ласково, по-матерински утешавшая кающуюся душу и сохраняющая ее доселе от искушений и неведения, возвысившая ее до постижения стольких тайн, вдруг становится беспощадной и скрывает свое присутствие. Кающаяся душа начинает тщетно стучаться в дверь покаяния: в ту же самую дверь, которая сразу же открывалась в прошлом. Но теперь все для души кажется мрачным, и она не получает ни от кого помощи: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Нет рядом Симона Киринеянина, который помог бы нести наш крест в этот момент. И у души остается только одно утешение. Приведу слова нашего отца во святых, старца Силуана Афонского, которые он услышал от Самого Христа: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
В такие моменты нужно взять за ежедневное делание слова из псалмов: «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится» (Пс. 34: 13); «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» (Пс. 41: 4). Ободряющие слова нашего Господа должны принести утешение: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).
Безмятежность приходит за смятением, а спокойствие на море устанавливается после бури. После испытаний вновь появляется благодать, и душа начинает радостно восклицать: «Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием» (Пс. 29: 12). Присутствие Божественной благодати после периода испытаний имеет особую ценность. Она «сладчайша паче меда и сота» (Пс. 18: 11), поскольку душа теперь воспринимает Божию любовь более, чем она познавала ее когда-либо прежде. При этом совершенствуется и смирение души, так как раскрывается ее недостоинство по сравнению с могуществом Божией любви. И душа с сокрушенным духом исповедует пред Богом: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим» (Пс. 118: 71); «Разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистину смирил мя еси» (Пс. 118: 75); «Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему» (Пс. 118: 107).
Такое глубокое чувство смирения расширяет духовные силы человека и открывает ему царство свободы. Через смирение мы приходим к познанию нашего Господа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). И тогда нам открывается смысл Его слов: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Если человек смирится, он может ощутить Царство Божие уже здесь, на земле. Это такое состояние, в котором «смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5: 4), в котором чувства человека обновляются: «Так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6: 19).
Если человек смирится, он может ощутить Царство Божие уже здесь, на земле
Однако пусть никто не думает, что такая духовная роскошь дается человеку без усилий. Это происходит только в результате испытаний и искушений, в которых вырабатывается терпение: «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя» (Пс. 39: 2–3). Это слова царя Давида, который, желая подчеркнуть гиперболу своего терпения, говорит: «Терпя потерпех Господа». И на такое терпение Господь и призрит. Камень, на который встал псалмопевец, – это обретенное им состояние свободы, это духовная проницательность. Так ветхий человек облекается в нового.
Те, кто с верой принимает Христа, воспринимают Его учение как абсолютную истину. Такой человек начинает осознавать свою ничтожность и приходит к Отцу. Желание молитвы влечет его к Его личному, Живому Богу. Человек приходит к познанию Бога через познание миссии Христа на земле: через Его жертву на Кресте, сошествие во ад и впоследствии – через Его Вознесение. Поэтому Он есть наш путь, и только через Него каждый из нас может прийти к Отцу: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6).
Как говорит апостол Павел, христиане наследовали большее обилие благодати, чем прежде было дано пророкам. Он Сам свидетельствует: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали» (Мф. 13: 16–17). Апостол Павел уверяет нас, что Духом Святым нам было дано познание тайны Христовой, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф. 3: 5). Тайна эта неописуемо велика и чудесна. Суть этой тайны состоит в том, «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3: 10).
Воскресший Господь, сидящий ныне одесную Бога Отца, сошел в преисподнюю земли. Поэтому путь, по которому мы идем к Нему, требует от нас самоумаления и самопожертвования, и здесь неминуемы страдания. Вот почему человек сталкивается с искушениями. Искаженный образ Божий в нас требует восстановления. Поэтому мы всеми силами должны стремиться к исполнению слов Спасителя: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16); «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Через жестокую борьбу с нашими телесными и душевными страстями мы приобретаем благодать Божию, которая изменяет нас. Но «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).
Вот почему у наших отцов была любовь к тяжелому труду, и даже в такой степени, которая превосходила их собственные способности. Они жили в соответствии со словами: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2: 11) и поистине умертвили свою плоть. Только таким образом они смогли уподобиться Богу. Они убедились на своем собственном опыте, что стяжание Царства Небесного сопряжено с прохождением через Голгофу. Поэтому они никогда не позволяли своим усталым стопам идти по широкой и легкой дороге, но шли по узкому, тернистому и крутому пути всю свою жизнь, чтобы достичь Царства своего Спасителя, умершего и воскресшего за них.
Господь обещает тем, кто желает следовать за Ним с самоотречением, награду во сто крат. Под такой наградой Он подразумевает не физические блага или людское почитание, но духовные дары и сверхъестественные созерцания, приобщающие нас к Божественным тайнам. Поскольку «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), оно по-матерински откликается на тихие вздохи сердца человеческого и открывает ему то, что ждет его в будущем. Плоды Святого Духа являются силой Церкви. Ими наделяются боголюбивые и трудолюбивые духовные труженики, которые терпят при жизни презрение от других. Впоследствии они могут утешать и поддерживать приходящих к ним. Господь раздает любящим Его различные дары, во сто крат превышающие те, которые они сами оставили, чтобы следовать за Ним. Но прежде они «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).
Божий дар всегда преизобильно дается тем, кто любит Бога, кто прост по своему характеру и духовно подобен детям: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Бог любит чистых сердцем; тех, кто научился послушанию и покорности и отринул свою собственную волю и эгоизм; тех, кто упорствует в молитвенном делании, хранит в уме памятование о Боге и стойко противостоит искушениям. Такие люди являются истинными хранителями тайн Господних и венчаются множеством добродетелей. Таковые становятся духовными маяками для народа, духовными очами Церкви, пастухами стада Христова. Поэтому давайте будем считать нашу совесть неусыпным нашим хранителем после Бога и будем сверять с ней каждое наше действие. И тогда мы раскроем паруса нашей души в правильном направлении, аккурат по направлению ветра.
Старец Иосиф Ватопедский
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: media.elitsy.ru
Просмотрено (89) раз