Каким должно быть приветствие православных людей?
Как только не приветствуют друг друга православные! Воцерковлённый человек знает все традиционные формулы вежливости верующих: и «со святым днём», и «Ангела за трапезой!», и всевозможные троекратные поцелуи — то ли в щёку, то ли в плечо, то ли между. Есть ли какие-то правильные способы приветствия православных людей? Как здороваться, чтобы не быть смешными, но и традиции не утратить? Мы решили задать все возникшие вопросы священнику Димитрию Паламарчуку.
Целовать? Можно!
В церковной среде приветствия действительно довольно разнообразные. У людей невоцерковлённых по этому поводу возникает ряд вопросов: почему и зачем они это делают, что происходит между этими людьми и так далее. У меня некоторые виды наших приветствий напоминают детство, когда приезжаешь в гости к каким-то незнакомым родственникам, которые начинают тебя зацеловывать. Ты этих тёть не помнишь и пыла их не разделяешь, и своё настроение можешь выразить тремя предложениями: «Кто вы? Что вам надо? Я вас в первый раз вижу!». Но если говорить серьёзно, то на самом деле ничего удивительного в приветственных поцелуях нет, просто православные люди помнят слова апостола: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13:12), «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16). Вообще, целование — это жест доверия, такой же, как протягивание руки или объятия.
Я считаю, что вопрос не в том, как нам здороваться в церковной общине — здесь всё зависит от принятой традиции, а как это делать вне её. В церковной ограде можно приветствовать друг друга как хочется, главное — быть вежливыми. Сейчас многие приходы возвращаются к старой практике, когда священник перед Символом веры говорит: «Христос посреди нас!» — и верующие отвечают: «Есть и будет!». При этом рядом стоящие люди обнимаются и целуются. Мне такая традиция очень нравится. У нас это всё происходит в алтаре, и стоящие в храме люди этого возгласа просто не слышат. А ведь такая традиция, как мне кажется, очень хорошо объединяет приход: человек не чувствует себя в храме одиноким.
Как приветствовать окружающих — это выбор самого православного человека. Кто-то и православным, и неправославным жмёт руку, кто-то трижды целует в память о пасхальном христосовании, делая это своей особенной чертой. Знаю, что некоторые священники практикуют такое. В этом нет ничего плохого — разве что есть опасность, что чрез некоторое время за любвеобильным батюшкой начнут бегать толпы прихожанок. Так что священникам надо быть осторожнее с целованиями, не всегда они уместны.
Проявление открытости и добрых намерений
В любой культуре приветствие — пожатие руки, снятие шляпы — имеет своей целью показать, что человек вам доверяет и надеется на вашу взаимность. В открытой руке нет оружия, в непокрытой голове есть признание своей беззащитности: раньше рыцарь, въезжая в город, снимал шлем, что означало, что он не несёт угрозы и не ждёт её от окружающих. Приветствие всегда должно быть искренним и добрым.
В каждой культуре и субкультуре есть свои формы приветствий. Они могут быть условным кодом для определения своих и чужих. Ничего удивительного, что и у нас, православных, тоже есть свои традиции, понятные своим и непонятные тем, кто случайно зашёл. Мне кажется, в этом есть что-то не только объединяющее нас, но и нас обезоруживающее. Например, есть целование святой Елисаветы и поцелуй Иуды. Думаю, мы не хотим быть теми, кто приветствует людей вторым поцелуем, мы все хотим быть подобными святой Елисавете. Однако я считаю, что не надо сразу бросаться целовать новых людей в общине. Сначала следует разъяснить, что у нас и как. К сожалению, мы очень мало объясняем людям, что у нас происходит.
Помним о личном пространстве
Важно, чтобы ваши приветствия не нарушали личные границы человека. Не все любят поцелуи даже с родственниками — что уж говорить о чужих людях! Надо помнить, что у разных людей разное представление о нормах социальной дистанции. Жители городов живут более тесно, чем жители деревни, поэтому касаться друг друга для первых нормально, а для вторых — нет. Потому, мне кажется, надо по возможности стараться учитывать этот момент во время общения.
За границей во многих странах не принято вторгаться в личное пространство человека, близко подходить к нему, прикасаться. Это считается неприличным. Признаюсь, мне такая традиция нравится, я люблю, когда моё личное пространство не нарушают. Мне это необходимо, чтобы я нормально функционировал. Если же человек пытается общаться «нос к носу», я очень напрягаюсь. Во время приветствий наша задача — показать дружелюбие, доброжелательность, незлобие, открытость, но помимо этого — проявить заботу о том, с кем мы встретились, сделать так, чтобы ему было комфортно с нами, чтобы мы не нарушили его границы, его покой.
«Ангела за трапезой» или «приятного аппетита»?
Если один верующий другому пожелает «Ангела за трапезой», то ничего в этом плохого нет. Понятно, что это давняя традиция, передаваемая от старшего поколения младшему. Хотя в этом случае мне вспоминается святой Серафим Вырицкий, который говорил: если вы желаете ангела за трапезой — то читайте молитву Ангелу-хранителю, а не только «Отче наш». Если человек что-то говорит или желает, он должен понимать, зачем он это делает. Не знаете, что значит то или иное приветствие — не говорите, просто поздоровайтесь, этого будет достаточно. Знаете, с каким праздником православные поздравляют друг друга в обычный будний день — отлично, поздравляйте тоже. Если же вы без понятия, почему у них каждый день какой-то праздник — говорите «Здравствуйте!». Я за осознанность. В свою очередь, верующим тоже не стоит озадачивать невоцерковлённых людей поздравлениями с праздниками из православного календаря.
Искренность и понимание — прежде всего
Православные приветствия могут отталкивать, когда они неискренние и за ними ничего, кроме слов, не стоит. Если человек говорит «со святым днём», «спаси Господи!» потому, что живёт Христом и Церковью, если от избытка сердца глаголят его уста, это всегда слышно и не раздражает. Если же это просто потому, что так принято или чтобы подчеркнуть, что «я верующая, а вы нет» — это очень фальшиво. Люди нецерковные мгновенно считывают фальшь — особенно из наших уст.
Порой обильное употребление православных приветствий — черта новоначального христианина, которому очень хочется стать своим в общине или Церкви в целом. Это горение со временем пройдёт, так что не будем судить неофитов строго.
Здороваться надо. Каждая компания, каждое объединение людей может иметь свои виды приветствий. Важно помнить: то, как вы здороваетесь в узком кругу, может быть неуместным вне его. Если вы не знаете, как приветствовать тех или иных людей — просто скажите «здравствуйте», этого всегда достаточно. Главное — чтобы мы всегда действовали по любви и с заботой о ближнем.
Священник Димитрий Паламарчук
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (379) раз