Выбрать страницу

Как правильно и спасительно пережить смерть близкого человека?

Как правильно и спасительно пережить смерть близкого человека?

В преддверии последней поминальной родительской субботы в этом Великом посту хотелось бы сказать утешительное слово родственникам усопших.

И, думаю, что самым главным утешением, о которое можно опереться горюющему человеческому сердцу, должна быть Божья правда.

Смерть – это последствие человеческого грехопадения. Отделение души от тела. Вот что об этом нам говорит православная догматика: «Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, ибо грех обладает свойством накапливаться, и если бы смерть не полагала предела земному существованию человека, то он, совершенствуясь во зле, в конечном счете уподобился бы демонам. Попущение смерти и изгнание человека из рая, делающее недоступным для него древо жизни, необходимы для того, чтобы не увековечить человека в состоянии духовно-нравственного ничтожества. Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь покаяния» (Протоиерей Олег Давиденков. Догматическое богословие).

«Смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом, самое наказание делается человеколюбием. Ибо так, в чем я уверен, наказывает Бог» (Святитель Григорий Богослов).

И только Господь Бог решает, кому и в какой форме, в каком виде умирать. И когда умирать. Смерть происходит по воле Божией. Об этом очень точно написал святитель Николай Сербский, говоря о неслучайных пулях, в сочинении, отрывок которого выведен в эпиграф данной статьи.
Поэтому смерть, в том числе и смерть близкого человека, нужно принять как Божью волю. Именно принять смерть, смириться с ней. Т. е. если Господь попустил кому-то умереть, то для него это однозначно лучше. Потому что Божественный Промысл печется, заботится о нем и о нас.

В твоем горе есть не только ты и усопший. Есть еще и Третье Лицо. Это Бог, Который всё здесь и для тебя, и для усопшего премудро устроил и продолжает устроять.

Второе, что нужно сделать. Поверить, что за гробовой доской не тьма и небытие, но как раз бытие – преогромный мир. И этот, видимый мир, в котором мы живем, стремится и, как корабль по волнам времени, плывет в тот мир. И все мы там будем. И еще увидим наших дорогих усопших. Потому что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

На эту тему замечательно говорил святитель Иоанн Златоуст: «Мы плачем и скорбим потому, что уходящий от нас был дурным человеком? Но ведь именно за то следует возблагодарить Бога, что смерть оборвала продвижение этого человека по пути зла. Или потому, что он был добрым и терпеливым человеком? Но и об этом опять должно возрадоваться, ибо он скоро призван Господом, пока злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его (Прем. 4:11). Теперь он перешел туда, где нет для него опасности измениться душой. “Может, ты плачешь потому, что он был молод? И за это прославь Взявшего, что скоро призвал его к лучшей жизни. Или потому, что был стар? И за это опять благодари и прославь Взявшегоˮ… “Или ты не видишь, что совершаем мы по отношению к прежде отшедшим? Мы выносим их с пением псалмов и гимнов, знаменуя через то благодарность Господу, и надеваем на себя новые одежды, предзнаменуя новую одежду нашего нетления. Возливаем Миро и елей, веруя, что Миро крещения сопутствует им, оказывая помощь в пути, провожаем их с фимиамом и восковыми свечами, показывая тем, что они, освободившись от настоящей мрачной жизни, направились к истинному свету, обращаем гроб к востоку, предзнаменуя таковым положением его воскресение тому, кто находится в немˮ».

Мы чаем воскресения мертвых, как говорится в нашем Символе веры, чаем Второго пришествия Христова, воссоединения с Возлюбленным нашим Господом и нашими дорогими любимыми близкими.

Фактически всё погребальное богослужение нашей Церкви построено на двух принципах: вымолить у Бога прощение грехов для усопшего, чтобы он смог попасть в Царствие Небесное и рассказать его живым близким о том, что мы все воскреснем для будущей жизни во Христе Иисусе.

И третье, о чем хотелось бы сказать близким: не проваливайтесь в ад эмоций: чрезмерного горя, хулы на Бога или неприятия Его Божественного Промысла, уныния, отчаяния и пр. Но и себя, и своего усопшего изо всей силы несите в Небо – в Царствие Небесное с помощью молитв, Таинств Церковных, дел милосердия.

Часто тяжесть нашего горя состоит в искаженном понимании мира. Мы хотим, чтобы мы и наши умершие близкие жили здесь на земле, вечно. Мы не хотим ни для них, ни для себя Царствия Небесного. И мы не верим Богу. Мы, может быть, верим в Него, но не верим Ему. А ты поверь Господу и возжелай паче всего остального для себя своих живых и усопших сродников Царствия Небесного. И твое горе станет светлым, а любовь, которая побеждает всё, на своих золотых крылах понесет наших усопших в преогромный и светлый мир, куда в свое время, дай Бог, попадем и мы.

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (142) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Троицкую родительскую субботу
22 июня — Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора


I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение... далее

Троицкая родительская суббота

22 июня — Поминовение усопших. Панихида

Троицкая суббота — день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицей (Пятидесятницей), главный весенне-летний поминальный день в России. В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан. Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Принимаем заблаговременно записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

16 июня — Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора далее »

20 июня — Собор Иваново-Вознесенских святых далее »

22 июняТроицкая родительская суббота далее » Прав. Алексия Московского далее »

23 июняДень Святой Троицы. Пятидесятница далее »  Память святых отцев семи Вселенских Соборов далее »

24 июняСедмица сплошная далее » Пост отменяется День Святого Духа далее » Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы