Выбрать страницу

Какое качество капернаумскому сотнику позволило получить из уст Самого Бога обетование рая?

Какое качество капернаумскому сотнику позволило получить из уст Самого Бога обетование рая?

В это воскресенье, Неделю 4-ю по Пятидесятнице, читается евангельское зачало о капернаумском сотнике. 

Вот оно: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:5–13).

Капернаумский сотник. Римский вельможа и гражданин. Богатый и знатный человек. Но душою своею он был богоискателем. Искал правду и истину Божию и обрел их в иудейской религии, которая на тот момент являлась истинной верой в Бога.

Он сочувствовал иудеям и много добра для них сделал. В параллельном месте о капернаумском сотнике (см. Лк. 7:1–10), помещенном в Евангелии от Луки, сказано, что сотник этот был очень богобоязненным человеком и даже построил для иудеев синагогу.

Кроме того, сотник был еще и очень милосердным, любящим человеком. У него заболевает слуга, напомню, не жена, не отец, или мать, или ребенок, или брат, но слуга. И сотник приложил много трудов для его исцеления. Это, конечно, говорит о его милосердном сердце. И даже иудейские старейшины уговаривают Христа исцелить слугу сотника.

Но что же происходит? Спаситель встречается с сотником. Но тот говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8:8, 9).
Что произошло между Богом и этим человеком?

Можно предположить, что сотник верил, что у евреев истинная вера в Бога. Возможно, он хотел принять иудаизм. Но не мог. В силу своего положения и обязанностей. Возможно, из-за страха за себя и своих родных. Ведь отречение от римского язычества в то время для него могло стать причиной смещения с должности, а то и смертной казни для него и его семьи. Из-за этого страха, вполне возможно, что ему приходилось участвовать в языческих обрядах и жертвоприношениях, в которые он не верил. Но сердце его принадлежало Богу евреев.

И вот сейчас Бог стоял рядом с ним. Каким-то образом душа этого «великого», с точки зрения людей, сотника, но мучившегося и кающегося внутри сердца своего грешника, почувствовала, что перед нею Господь.

И он вспомнил все те языческие обряды, которые по необходимости проводились в его доме, вспомнил все те пиршества, в которых он по должности должен был участвовать и которые должен был устраивать.

Он вспомнил обо всем этом как о мерзости. Он вспомнил, что правоверный иудей не может войти в дом к язычнику, не осквернившись. Тем более Равви-Учитель.

И сотник говорит то, что говорит. Потому что всем сердцем желает, чтобы этот Святой Чистейший Человек не вошел в мусорную кучу, за которую он почитал свой дом.

Это великий момент покаяния. Это сродни воплю кающегося разбойника на кресте: «Я недостоин, Господи, войти вместе с тобою в рай, я достоин ада, но ты, Боже, помяни меня во Царствии Твоем, потому что я верю в Тебя». Господь за это великое покаяние милует разбойника, говоря: «Нынче же будешь со Мною в раю». Т. е. не просто там, когда-то, а прямо сейчас за твои покаяния и веру Я введу тебя туда, прежде ветхозаветных праведников, прежде святого Иоанна Крестителя, Я введу тебя, кающегося грешника, первым в рай.

С чем сравнить это ощущение? С девственным первым снегом. И вот в эту девственную чистоту рая первой, вслед за Богом, вступила нога кающегося разбойника.

И сотник капернаумский, который, в сущности, тоже был кающимся разбойником, попал в рай. По слову Божьему его слуга был исцелен. И мало того, Господь наш Иисус Христос дает ему обетование грядущего рая: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (8:10–13).

Вера равняет всех: архиереев и мирян, священников и монахов, президентов и нищих. Все во всем Христос. Главное, чтобы ты верил в Живого Бога и шел к Нему. Хотя бы пытался идти к Нему. В очах Божиих это великая ценность. Когда ты, по слову святого апостола Павла (см. Евр. 11:1), веришь в осуществление ожидаемого, т. е. того, что Господь Иисус Христос всех нас спас, и что Он придет судить мир, и что наступит всеобщее воскресение мертвых и жизнь будущего века. Когда ты веришь, что невидимый духовный мир гораздо важнее видимого и что в нем начинается всё. В нем – невидимом мире, в Боге, берет свой исток русло материального мира.

А если нет в тебе этой веры, то, как писал святитель Феофан Затворник: «Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим».

Всемилосердный и Любящий Господь желает от нас одного: чтобы мы сами захотели с Ним встретиться – и тогда Он Сам выйдет к нам навстречу с распростертыми отеческими объятиями, чтобы ввести в дивный мир прекрасного, как первый снег, блаженного рая.

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (84) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Троицкую родительскую субботу
22 июня — Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора


I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение... далее

Ближайшие праздники

Предстоящие три дня – Троицкая родительская суббота, праздник Святой Троицы и Святого Духа – для Русской Православной Церкви являются днями усиленной молитвы о живых и о усопших, о помиловании и спасении всех нас. Поэтому так важно в эти дни быть в храмах Божьих, вместе с детьми, всеми семьями, чтобы были едины в молитве и уповании нашем в стяжании благодати Святого Духа, дарованного сперва Апостолам, а затем и всем нам, православным.

Троицкая родительская суббота

22 июня — Поминовение усопших. Панихида

Троицкая суббота — день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицей (Пятидесятницей), главный весенне-летний поминальный день в России. В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан. Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Принимаем заблаговременно записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 июня — Собор Иваново-Вознесенских святых далее »

22 июняТроицкая родительская суббота далее » Прав. Алексия Московского далее »

23 июняДень Святой Троицы. Пятидесятница далее »  Память святых отцев семи Вселенских Соборов далее »

24 июняСедмица сплошная далее » Пост отменяется День Святого Духа далее » Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы