Кризис веры. Его причины и пути выхода из него
Кризис веры — очень распространенное явление среди верующих людей, а особенно, среди неофитов (новоначальных). Этот кризис чаще всего возникает у верующих после 5 лет пребывания в Церкви. За восторгом и подъемом первых лет воцерковления вдруг наступает период сомнений, усталости и даже разочарования в вере, одним словом – охлаждение. Почему возникает этот кризис и как с ним справиться?
Иерей Петр Чаплинский, настоятель винницкого храма святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Когда-то Бог привлек нас в Церковь благодатью, и мы пришли, несомые Его любовью. И в первые годы пребывали в лоне Церкви, как в детском саду: минимум спроса, максимум помощи, минимум ответственности. Господь покрывал благодатью наши немощи. Но когда приходит время взрослеть – распяться миру, жить духовно, бороться с грехами – большинство не желает этого. И тогда появляются два соблазна.
Первый – обмирщение. Ведь что самое глубокое в православии? Аскеза. Конечно, от нас требуются лишь начатки самодисциплины и самоконтроля, но и это часто страшит. Тогда следует отказ от подвига, попытка устроиться в православии поудобнее: пост превращается в неядение молочного и мясного, молитва становится вычитыванием вместо предстояния перед Богом. И мы теряем полноту жизни в Церкви, все происходит механически, а в минуты скорбей вообще отходит. Самая крайняя степень скатывания в обмирщение – отказ от церковной жизни: прикоснулся к вере и отошел.
Второй соблазн не менее опасен и не менее распространен – витание в облаках иллюзорной духовности. Вы встречали таких людей: четки до пола, юбки до пят, несмолкающее «Спаси Господи», бесконечная борьба с ИНН, экуменизмами, но только не со своими страстями и похотями. И зачастую это игра в монашество в миру, уход от реальной жизни, от ближних, от забот, которые Господь дал как спасительный крест; это неприятие участи, уготованной Господом, где учишься терпению и самоотвержению; это бегство в придуманную реальность.
Но парадокс заключается в том, что, если бы не скорби, испытания, болезни, то подавляющее большинство было бы вообще вне Христа, уклоняясь то в одну, то в другую сторону. Именно скорби отрезвляют и моментально учат и искренней молитве, и видению себя, и терпению, и покаянию…
Вспомните свое первое время в Церкви: нам давались и радость молитвы, и чувство Бога, и некая свобода от страстей – и мы ощутили всю радость и сладость пребывания в Господе. Потом за это состояние приходится бороться. И получить результат через длительное время. Этот период временной сухости, черствости души может затянуться. Двигаться вперед, преодолевать себя, свою холодность учат святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Они уже в свое время видели обмирщение церковной жизни и описали духовную жизнь в том виде, в котором она возможна для нас.
Самое важное – это искреннее, трепетное, живое отношение к молитве. Не формализация молитвы, не превращение ее в некий инструмент по получению благодати, а искание молитвы и неудовлетворенность, если ее нет. С вычитыванием молитвенного правила никогда нельзя примиряться. Молитвенное правило должно соответствовать возрасту, духовной зрелости, обстоятельствам жизни, даже состоянию здоровья человека.
Если вам не хочется молиться, значит с вами не все так, как вы думаете. Утренние и вечерние молитвы – это бесценный дар Церкви, чувства, которые испытывали великие святые, могут стать и нашими чувствами. И в большинстве случаев эти молитвы для нас просто необходимы: они воспитывают в нас культуру предстояния, беседы с Богом. Но если человек болен или в депрессии, или не в состоянии молиться длинными молитвами, тогда можно искать такие слова молитвы, которые дали бы ощущение связи с Богом как с самой жизнью.
Если ты пришел откуда-то, а на душе пустота, значит, дело не удалось, оно пустое. Должно быть ощущение полноты духовной жизни, чтобы сердце ощущало общение с Богом, Его водительство, руководство. Высшее в церковной жизни, конечно же, участие в Литургии, в Таинствах. Далее, если ты кого-то утешил, появляется чувство удовлетворения и хочется молиться, ты наполняешься внутренним светом, тишиной, успокоением, радостью несуетливой – это значит, что ты все делаешь верно.
Всё начинается с лени. Ведь следование за Христом требует от нас подвига. Особенность нашего времени в том, что мы живём абсолютно эгоистично. Иеромонах Серафим (Роуз) назвал поколение наших современников поколением «мне», а наш век – искусственным, пластмассовым. Чувство, что мир предназначен для меня, вошло в нашу плоть и кровь. Это искусственно взращивается СМИ и всем укладом нашей жизни: «Живи, наслаждайся: мир создан для тебя!»
Человек, не желающий подвигов, рано или поздно уходит от правды. Когда ему явился Христос и привел его в Церковь, то дальше от человека требуется отвергнуться себя и пойти за Христом даже в самых простых вещах. Например, то же чревоугодие: или я вступаю в борьбу с ним, или потакаю себе… Не соблюдаю пост, или оставляю молитвенное правило, или впускаю непотребные ненужные мысли и услаждаюсь этим – на что трачу время впустую. Тогда встает выбор: или ты преодолел это искушение, испытание и пошел дальше, или опускаешь руки и оправдываешь себя. Если ты свои слабости оставляешь с собой, они тебя порабощают.
Многие из нас не готовы трудиться, отсюда и обмирщение, создание такого мирка, в котором царят страсти, но под вывеской «я православный». Например, постом я объедаюсь, но не колбасой, а жареной картошкой. Я не блужу, но принимаю какие-то мысли, желания и этим согрешаю. Я посещаю богослужение, но оно не является для меня животворным, самым главным, что ведет к истине. Я жду с нетерпением, когда служба окончится и можно будет вернуться к телевизору, рыбалке. Со временем чувство единения со Христом притупляется, и человек не борется, а отдаляется.
Господь видит меру каждого из нас, и наши шаги в вере не обязательно должны быть какими-то ступенями, как у Иоанна Лествичника «Лествица» (книга написана для монахов, это путь их подвига). От нас требуется самая малость. Но если мы не будем пытаться идти по пути духовного восхождения, взросления, то к чему придем?
Огонь веры, который дается нам, – это свеча. Свеча веры даруется нам абсолютно даром. Когда она вспыхивает, мы видим, что вокруг тьма, что мы все в грехе. И увидев себя в свете веры, важно начать работу над собой, отмывать эту греховную грязь. Если же мы будем этим светом только любоваться, воспринимать как очередное духовное увлечение, то Господь его отнимет. И не дай Бог испытать то чувство оставленности, пустоты, темноты, которое последует за этим.
Каждый знает это ощущение, бывал в таком состоянии уныния, опустошения, бессмысленности жизни, бессилия и окаменения сердца. Но это естественный период умаления веры, который требует теперь усилий от нас, это нормально на каком-то этапе.
Этот период проходили даже величайшие подвижники. Например, преподобный Силуан Афонский. Господь явился ему, и простой русский крестьянин ощутил присутствие Бога в полноте. А когда почувствовал богооставленность, то долгие годы вопиял, молился, доходил до отчаяния, просил о прежней полноте. И пришло время, когда Господь утешил его, укрепив борьбой с самим собой. В какой-то мере каждый из нас проходит этот путь. Когда Силуан пришел на Афон, духовник ему сказал не принимать греховных помыслов. После этого вся его жизнь ушла на то, чтобы не принимать зла в свою душу ни в каком виде. Кто из нас готов на такую работу над чистотой своей мысли хоть в малой мере?
И для тех, кто в храме только год, и для тех, кто уже 50 лет ходит в церковь, важно знать, что главное, а что второстепенное.
Отец Серафим (Роуз) рассказывал об одном человеке, который решил творить молитву Иисусову. И отнесся он к этому как к некоей психотехнике, дошел до многих тысяч, но когда у его соседей было шумно и этот шум мешал ему молиться, он разбивал тарелки об их балкон. Понятно, что такая молитвенная практика никому не нужна. Если ты молишься, и тот, кто обращается к тебе в это время, раздражает тебя, значит, напрасно молишься. Плоды молитвы – это любовь, добродушие, милосердие, терпение. Молитва – только один из критериев духовной жизни.
Враг сначала уводит нас с пути истинного грубыми уловками – ешь, пей, веселись, успей урвать побольше. А когда человек всерьез начинает трудиться над собой, тогда и уловки становятся тоньше – угасить веру, превратить в привычку, в хобби, пусть и благочестивое. Потому на часах своего сердца нужно быть бдительным всегда, это закон духовной борьбы.
Все нужно, но в меру, без страстей, без идолопоклонства. Тем жизнь даже просто честного человека, не говоря о верующем, всегда ставит перед выбором, заставляет сверять вектор своего движения по единственно верному ориентиру – Христу.
Одигитрия, № 7 (111), июль 2011
Иерей Тимофей Куропатов, настоятель Патриаршего подворья при храме св. Царя Страстотерпца в Анино в Южном Чертаново
Вновь возгореться верой сложно. В начале, когда человек приходит к Богу, Господь посылает ему ангела, и ангел своими крылами защищает его, покрывает от всех бед и напастей. Человек находиться под покровом благодати, поэтому многие вещи получаются очень легко. Постепенно ангел отходит от человека для того, чтобы человек сам потрудился в деле своего спасения и достижения Царства Божьего. К сожалению, когда это происходит, мы часто впадаем в искушения, и нас начинают мучить сомнения. В этот период надо твердо помнить, что Господь жив, и Он с нами. И если мы по-настоящему встали на христианский путь, никаких других вариантов быть не может. Нужно обязательно молиться и причащаться. Благодаря причастию мы обретаем благодать, которая поддерживает нас. Это один из самых важных моментов в жизни христианина. Нужно стараться совершать паломничества, они дают пищу для размышления, молитвы, соприкосновения со святынями. Зачастую мы зарываемся в рутине и перестаем быть внимательными и сосредоточенными и на молитве, и на Боге, и на делах, которые делаем. А после того, как мы побываем в паломничестве, помолимся, приложимся к мощам святых, мы внутренне подзаряжаемся, преображаемся и переосмысливаем многие вещи.
Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района
«Кризис веры», как мне кажется, происходит от недостатка решимости. «Буду верить несмотря ни на что и всё тут!» — так нужно себя настраивать. И претерпевать искушения и неизбежные скорби с таким настроением. Это необходимое испытание и его нельзя обойти. Приходит период испытания (более или менее длинный), но Господь обязательно подаёт утешение. Но во время трудное нужно держать себя так, чтобы потом не было стыдно за малодушие. Не отступать от Бога в сердце. Прибегать к Нему и в скорби, и в радости, исповедовать пусть через силу и вопреки всему — свою веру в Него. Вера — это высшее проявление свободы.
Интернет-издание «Православный Взгляд»
Просмотрено (2664) раз