Пастырские встречи. Воспитание Любви
Стяжание великого дара Любви – это то, ради чего живет человек, православный христианин. Но чтобы познать истинную Любовь, нужно изменить себя, а значит, придется много и усердно трудиться. На Пастырской встрече иеромонах Лавр (Архипов) помогает делать правильные шаги на этом пути.
– Отец Лавр, как преодолеть боязливость и воспитать доверие к Богу?
– Страх Господень – это основа добродетельной жизни. Какой страх к Богу мы должны испытывать? Страх не такой, что Господь нас может наказать, по сути человек сам себя наказывает, когда отходит от Бога, и сам себя ввергает в силы, которые противодействуют добродетели. Страх Божий, как пишут святые отцы, должен быть таков: если мы кого любим, мы боимся его огорчить, такой страх должен быть и к Богу. Если мы Бога любим, то мы должны бояться огорчить Его своим неправильным поведением. Какого-то другого страха, наверное, не должно быть перед Богом.
Как воспитать доверие к Богу? Во-первых, конечно, когда мы просим о том или ином, то мы должны для себя решить, что просимое нами иногда может быть нам во вред, даже если мы просим якобы что-либо хорошее для себя. Поэтому просить мы должны, и Господь говорит об этом: «Просите и дано будет, стучите и отворят» (Лк. 11: 9), но при этом надо предоставить Самому Богу сделать выбор: дать нам это либо нет. Мы же знаем, что Бог нам дает только благое, никогда плохого. Он для нас всегда желает лучшего.
– Как стяжать любовь к ближнему и Богу? О чем молиться во время Евхаристического канона, когда священники молятся?
– Песнопения слушайте и молитесь словами чтения и пения церковного. Молитесь, чтобы действительно достойно подойти к Чаще Евхаристической и принять Тело и Кровь Спасителя.
Как стяжать любовь к ближнему? Источником всяких благодеяний является Господь Бог. Мы сами по себе стяжать не можем, если этого не дарует нам Бог. Поэтому просите у Бога истинной любви к людям и к Нему и упражняйтесь.
Просите у Бога истинной любви к людям и к Нему и упражняйтесь
– Принятие Святых Христовых Таин есть цель или средство христиан?
– Цель – спасение души, воссоединение со Христом. Это одно из средств воссоединения со Христом и Спасения. Великое таинство, великий дар, даже ангелы в некоторых богослужебных текстах, святоотеческих текстах нам «завидуют». Мы имеем то, чего не имели праведники Ветхого Завета. У нас настолько превосходные обстоятельства нашей духовной жизни! Только мы этим не пользуемся.
Фото: monastery.ru
– У нас много храмов в честь Святого Духа, Спасителя, а почему в честь первого Лица Святой Троицы, Бога Саваофа, нет храма?
– У нас есть единые храмы в честь Живоначальной Троицы, думаю, этого более чем достаточно. Вы не разделяйте Три Лица – Троица неслиянна и нераздельна, если храм в Честь Святаго Духа – это значит, в честь Бога. Бог Един. Не три Бога. Бог Один. Это первый и основной догмат учения Православной церкви.
– Что значит жить с Богом в мире?
– Господь говорит: «Если любите Меня, заповеди мои соблюдете» (Ин. 14: 15). Выполнять учение Бога, реализовывать его в своей жизни – это и значит жить в мире. Не делать того, что противоречит учению Бога. Не грешить.
– Что такое духовная жизнь?
– Это хождение перед Богом. Ежеминутное, ежесекундное памятование о том, что Господь на нас зрит. Мы пред очами Его 24 часа в сутки. Памятуя об этом, не делайте того, что может оскорбить Бога, – вот что есть духовная жизнь и познание Бога. Познание через те откровения, которые Господь нам дал. Они содержатся в Священном Писании, Священном Предании, у святых отцов тоже нужно питаться духовной мудростью. Дух Святой будет вашим учителем и утешителем через те откровения, которые уже даны.
Не делайте того, что может оскорбить Бога, – вот что есть духовная жизнь и познание Бога
– Нужно ли помнить о совершенных добрых делах или лучше сразу забыть?
– Забывать, конечно. Поймите, даже то самое доброе намерение, которое у вас появляется и зарождается, – источником его является Господь. «Не мне, Господи, но имени Твоему слава, – так при сотворении любого доброго дела говорите Господу. – Да прославится имя Твое через мою жизнь». И себе в заслугу ничего не ставьте. Все относите к Богу, а то до прелести дойдете, до гордыни и всего остального.
Фото: monastery.ru
– Какую литературу вы посоветуете читать по аскетике, по борьбе со страстями?
– У нас вся духовная литература в основном аскетическая. Но прежде чем принять что-то в своей жизни, начать что-то исполнять, посоветуйтесь со священником, а лучше – с духовником, который вас знает. Стоит ли вам брать на вооружение тот или иной духовный подвиг? Все-таки аскетическая литература направлена больше к монашествующим. Для наших мирян я бы посоветовал прочтение ближайших к нашему времени святых отцов, для того, чтобы лучше уяснить написанное ими: это святитель Игнатий, это Феофан Затворник, Тихон Задонский.
– Можете пояснить, что такое «узкий путь» для мирского человека?
– Это исполнение учения Спасителя. Это не монастырь, это не брак, это не что-то иное. Это исполнение воли Божией. Не все хотят исполнять. Господь сверхъестественного не требует. Жизнь по Евангелию, по учению Спасителя, по Его воле, по воле Божией. Бог сверхъестественного от нас ничего не требует. Он просит не грешить, не блудить. Это в нашей власти – не блудить? В нашей власти. Не убивать никого. Но мы просто не хотим отказаться от тех или иных страстей в жизни, потому что они уж больно нам дороги, тяжело нам с ними расставаться. Я помню, в детстве мне мама говорила: «Будешь хорошим мальчиком, тебе Господь будет помогать», а я думаю: «Чего тут удивительного – быть хорошим мальчиком? Не обижай никого, не ругайся, все вроде легко», – вот детское сознание, без практики негативной греховной, так рассуждало.
Бог сверхъестественного от нас ничего не требует, он просит не грешить, не блудить. Это в нашей власти
– Почему раньше изображали Бога Отца, а сейчас нет?
– Изображение Бога Отца не канонично. Господа Иисуса Христа люди видели, когда Господь воплотился в чреве Пресвятой Богородицы. Духа Святаго также люди видели в виде огненных языков в Пятидесятницу, когда Он снизошел на апостолов и бывших с ними, также Он сошел в виде голубя во время Крещения Господа Иисуса Христа. А Бога Отца никто никогда не видел.
Фото: monastery.ru
– Возможно ли окончательно избавиться от страстей?
– Всю жизнь мы будем бороться с теми или иными страстями. Одни будут уходить, другие будут приходить. Вы помните, есть такая икона – «Лествица», там по лестнице поднимаются люди, а наверху Господь принимает в Свои объятия тех, кто все-таки дошел до этого рубежа. А бесы всячески пытаются всевозможными приспособлениями скинуть тех, кто лезет по этой лестнице. Мало кто доходит до спасения… Бороться будем до конца.
– Я слышал, что тот, кто не ходит в храм, не исповедуется, не причащается, – не спасется. Я хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, но никаких добрых дел не делаю, а моя дочь не ходит.
– Господь сказал в Евангелии: «Кто не родится от воды и Духа – не наследует Царствия Небесного» (см.: Ин. 3: 5); «Кто не будет принимать в пищу Кровь и Плоть Мою – не наследует Царствия Небесного» (см.: Ин. 6: 53). Если человек не участвует в таинствах Церкви, если он был некрещеный, спасение будет для него закрыто. Что по второму вопросу, то, если человек благочестивый, добрый, наверное, Господь водворит его в какие-то обители, но это будет не рай, не будет того блаженства, которое будет у праведников.
– Я хожу в храм, причащаюсь, но никаких добрых дел не делаю. Апостол говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 26).
– Это не только добрые дела, но и исполнение заповедей Божиих. Конечно, просто формальное исполнение тех или иных правил не приведет ко спасению. Если вы просто формально выполняете молитву, вы формально причащаетесь, ходите исповедоваться, но в вашей жизни ничего не меняется, вы не меняетесь, то всё так и остается формой без содержания. Христианство – это образ жизни.
Фото: monastery.ru
– Не ходит в храм, не исповедуется, не причащается, работает в «Скорой помощи», спасает жизни людям. Кто же из нас спасется?
– Кто спасется, это вопрос не ко мне – к Богу. Человек может и проходить всю жизнь в храм – и не спастись, и вроде бы все «исполнять», а тоже может не спастись. Поэтому следите за своей жизнью, насколько она сообразна учению Спасителя.
Человек может ходить всю жизнь в храм – и не спастись. Следите за своей жизнью, насколько она сообразна учению Спасителя
– По какой причине останки царской семьи так долго не признаются Церковью, хотя уже достаточно много научных доказательств подлинности останков?
– Не спешите никогда. Встаньте на сторону священноначалия, которое прежде чем десять раз не проверит, не может сказать своему народу, что это останки царственной семьи, страстотерпцев, и эти останки можно уже выставить на всеобщее поклонение.
Представьте, если Церковь в этому серьезно не будет относиться, а потом выяснится, что это останки не Царственной семьи, а уже несколько десятилетий христиане приходят и поклоняются им, лобызают.
Ведь на самом деле в Церкви те мощи, которые там находятся, – это большая проблема. Если мы возьмем все мощи святителя Николая – соберем несколько человек. Это исторически сложившаяся большая проблема.
– Обязательно ли вступать в брак и становиться одной плотью с кем-либо? Или реально достойно прожить одному и быть полезным миру, не будучи монахом?
– Конечно, можно, пожалуйста. Был у нас институт девственниц и девственников, и даже некая традиция была на Руси – если семья была многочисленная, было много деток, то кто-то из семьи избирал такой путь. Обычно это девушка была. Она жила при монастыре в какой-нибудь светлице, при этом не принимала монашеского пострига. Это ваше решение, здесь нет ничего плохого. Это один из таких подвигов духовных. Брак – это богоустановленный институт. Понятно, что, может быть, одному материально легче, но когда есть единение между мужем и женой, они друг друга поддерживают, – это тоже очень хорошо и, может быть, легче жить, чем одному. Поэтому выбирайте, смотрите.
Фото: monastery.ru
– Почему до брака близость с любимой – это блуд, а после уже нет? Брак – это формальность, просто бумага.
– Не воспринимайте так и не называйте брак бумагой. Брак – это союз между женщиной и мужчиной. Это доказательство ваших серьезных намерений. Брак – это союз. Близость с любимой до брака – это блуд, да. Потому что вы еще не воссоединились. Ибо сказано: Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (Быт. 2: 21). Происходит что-то удивительно таинственным образом, когда человек воссоединяется со своей второй половинкой, и уже не два существа, но одно – единая плоть брака. И когда плоть одна, уже нет никакого преступления. Как апостол Павел говорит: Брак честен, ложе нескверно (Ев. 13: 4). Вы уже принадлежите одной женщине, а женщина принадлежит одному мужчине. Поэтому, когда происходит измена, мужчина думает, что он изменяет, а по сути, он на надругание дает тело жены. Так же, как и наоборот. Но подлинное воссоединение происходит не в гражданском браке, а в таинстве Венчания.
– Сельское кладбище удалено от всех храмов. Если отпевание заочное, можно ли и нужно ли читать молитвы при погребении мирянину? Если да, то какие?
– Если не смог священник приехать на кладбище, не думайте, что что-то страшное произошло. Молитвы лишними не бывают. Читайте Псалтирь.
– Когда дети спрашивают об ушедших предках и рассказать хорошего нечего, стоит ли говорить правду?
– Это, наверное, зависит от психики вашего ребенка. Вы можете рассказать, где родился, как звали, сколько лет прожил, чем занимался, но о каких-то темных сторонах, наверное, говорить не нужно. Мы, православные христиане, должны стараться оправдывать даже грешников. Но мы и сами грешники. Друг друга надо оправдывать. Судья у нас один – Господь наш Иисус Христос, Он сядет судить каждого человека.
Фото: monastery.ru
– Разъясните, пожалуйста, каким образом нераскаянные грехи предков до четвертого рода ложатся на потомков.
– Действительно, в Священном Писании есть слова о том, что грехи родителей отражаются на потомках. Даже по физиологии мы можем увидеть, если мама и папа пили беспробудно, то ребенок может родиться ущербным физически, при этом у него будет так же склонность к алкоголю. На духовном уровне еще более глубоко это всё происходит. Когда не действует на человека даже родительское проклятие? Когда он живет с Богом. Благодать Божия попаляет всё. Единственное условие – чтобы вы жили в мире с Богом. Если этого нет, то будет действовать.
Благодать Божия попаляет всё. Единственное условие – жить в мире с Богом
– Богослужения всех ли православных зарубежных церквей можно посещать? Например, в Канаде, США, Австралии, Германии?
– Если это поместная православная церковь из тех, с которыми Русская Православная Церковь не прервала общение, то можно посещать, причащаться и участвовать в других таинствах и обрядах церковных. Сейчас Русская Православная Церковь прервала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Все приходы, которые к нему относятся, наши православные люди русские не могут посещать, участвовать в их таинствах, до тех пор пока не воссоединится литургическое общение. А если нет таких препятствий, конечно, можно.
– Можно ли ради интереса к архитектуре заходить в католический храм?
– Можно, всё дозволено, кроме участия в таинствах, молитвах и обрядах того или иного религиозного течения. Бываете за границей, заходите не только в католические храмы, посмотрите на архитектуру, на искусство.
– Знакомый протестант как-то в разговоре сказал: «У нас вера одна». Это так?
– Нет, у нас вера не одна. Учения у нас разные, пусть они даже веруют во Христа, но в искаженном понятии, это искаженная вера. Она не может быть соотнесена с нашей.
Фото: monastery.ru
– Что делать с людьми, которые постоянно матерятся и с ними невозможно находиться рядом?
– Во-первых, в Священном Писании сказано: «Не многие из вас должны становиться учителями» (Иак. 3: 1). Если есть послушание от Церкви, если вы катехизатор и вам даются определенные группы людей, с которыми вас благословляют работать и объяснять учение Церкви, – это одно дело. Если вы сами самовольно начинаете ходить по улицам и приставать к людям, то другое.
Вообще, если мы не в состоянии сделать замечание нормально, тихо, смиренно, лучше его и не делать, потому что за этим могут последовать какие-то последствия не очень хорошие. Вы можете вступить в спор, начать ругаться, и тем самым вообще омрачить даже образ христианина. На первом месте должна быть молитва. Если вы видите, что молодежь в неадекватном состоянии, то, если вы подойдете, ничего достойного из этого не выйдет. Поэтому помолитесь, скажите: «Господи, прости, вразуми, направь на путь истинный этих молодых, глупеньких», пожалейте, пособолезнуйте им и помолитесь, чтобы Господь как-то проявил свой промысел в их жизни. А приставать не надо.
– Если в монастыре наместник говорит братии, что надо в пропасть кидаться со скалы, это надо сделать как послушание или отказаться?
– Имеет право. Свобода выбора – это одна из непреложных истин учения Православной Церкви. Бог дал каждому из нас свободную волю, и мы сами вправе делать тот или иной выбор. Даже внутри монастыря послушание – один из обетов монастырских, которые монах дает при постриге (их всего три: обет безбрачия, обет послушания и обет бессребреничества). Но что значит обет послушания? Все, что не противоречит Священному Писанию, учению Церкви, монах должен выполнять, а если что-то противоречит учению церковному – он волен отказаться от исполнения, даже если бы священноначалие ему поручило.
Если что-то противоречит учению церковному – нужно отказаться от исполнения, даже если священноначалие поручило
– Каков распорядок дня у монахов?
– Распорядок монаха зависит от Устава монастыря, в котором он живет. Есть предписания, обязательные для выполнения. Встаем мы рано, богослужение, послушания, обед, потом снова послушания, вечернее богослужение и после вечернего богослужения свободное время, которое мы можем употреблять на какие-то свои интересы и нужды, на чтение и изучение книг.
Фото: monastery.ru
– Были в вашей жизни знаки, что вам нужно принять монашество?
– Знаков каких-то определенных не было. Это внутренний голос, внутренняя потребность, внутреннее желание, а каких-то видимых знаков нет. Появляется неутолимое желание послужить Богу именно в том виде, к которому Господь призывает. Это неутолимое желание, которое нарастает со временем до тех пор, пока человек не исполнит своего предназначения, скажем так.
Иеромонах Лавр (Архипов)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (61) раз