Выбрать страницу

Почему постановления Вселенских Соборов имеют огромное значение в жизни Церкви?

Почему постановления Вселенских Соборов имеют огромное значение в жизни Церкви?

Понимание смысла Вселенских Соборов особенно важно в наше нынешнее время, когда очередная волна секуляризации (с латинского – светский) пытается в энный раз обмирщить Церковь, стянуть Ее с неба и запачкать грязью Ее светлые крылья.

Нам прежде всего нужно понять, дорогие братья и сестры, что Церковь живет по Своим собственным законам вот уже тысячи лет. И они установлены не человеком, но Богом – Господом нашим Иисусом Христом, Его святыми апостолами и непосредственными их преемниками – епископами – святыми отцами, чей соборный разум был руководим Святым Духом.

Единственной задачей Церкви на земле является вести человечество ко спасению. Других задач у Нее нет. Она, наоборот, призвана Христом оторвать человека от юдоли земной и указать ему дорогу в Царствие Небесное. Поэтому пытаться смешать Ее священную иерархию, иные институции, догматы и каноны с государственными или общественными организациями – дело нехорошее. И всегда в истории оно оборачивалось социальной катастрофой.

Вспомним эпоху Советского Союза. Вспомним миллионы брошенных в котел войн жизней. И лавина эта началась с того, что сорвали с храма крест.

Итак, какими же законами живет Церковь?

Вселенские Соборы, или Пневматологический подход

Вспомним восьмой член Символа Веры: «Верую… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном, спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (говорившего через пророков)». Из этого стиха мы видим, что через пророков, а позже святых апостолов и отцев говорил Святой Дух и руководил их решениями, особенно соборными.

Тому подтверждение и сам день рождения Церкви – Святая Пятидесятница (см. Деян. 2-я глава), когда фактически на соборе в Сионской горнице Святой Дух в виде огненных языков почил на Пресвятой Богородице и апостолах.

Об этом ранее говорил и сам Спаситель Господь наш Иисус Христос: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16). И еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26, 27). Прямые слова Спасителя о Святом Духе, который будет руководить Церковью и сообщать духовную власть Ее священной иерархии, часто встречаются в Новом Завете. Например (прямая речь Христа, обращенная к апостолам): «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21).

Из апостольских писаний Книг Нового Завета известно, что святые апостолы передавали благодать Святого Духа священнической иерархии: епископам, пресвитерам, диаконам. Например: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго… помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:5, 6). И в этой же главе ниже о дебатах святого первомученика и архидиакона Стефана с иудеями: «…но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:10). О крещении самарян апостолами, и в частности святым первоверховным Петром: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8:15). О преподании благодатных Даров Святого Духа в Таинстве Священства прямо говорится в Первом Послании к Тимофею святого апостола Павла (последний рукоположил Тимофея во епископы и написал к нему назидательное послание): «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).

Один отечественный православный богослов справедливо заметил, что Церковь – это продолжающаяся Пятидесятница. Святой Дух продолжает сходить и на нас, и Христос как для апостолов, так и для нас – один и тот же.

Жить соборным разумом нас научили также святые апостолы. Именно они провели первый в истории Церкви Собор, который состоялся в Иерусалиме в в 51 году по Рождестве Христовом (см. Деян. 15-я глава), причем в соборном апостольском постановлении записаны следующие слова: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). Это является свидетельством того, что апостолы принимали решения не от себя, но водительствуемые Богом.

Священноисповедник Сербской Православной Церкви епископ Никодим (Милаш) в предисловии к своей книге «Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями» приводит слова монаха-богослова XII века, известного византийского историка Иоанна Зонары: «Разъяснение Твоих слов просветляет и поучает неискусных, – говорит Богу пророк и божественный Давид; а Божиими словами вполне основательно названы постановления божественных Апостолов и отец, ибо они написали те постановления, будучи просвещены божественным духом».

А протоиерей Иоанн Мейендорф в своем докладе «Что такое Вселенский Собор?» приводит цитату протоиерея Н. Афанасьева: «Церковь есть место действия Духа, а Дух есть в ней принцип жизни и делания». А святитель Григорий Нисский напрямую говорит о «власти ключей», которая преподана святыми апостолами епископам и священникам. И это в образной символической форме, конечно же, власть Святого Духа.

Само определение Вселенского Собора подтверждает все вышесказанное: «Вселенские Соборы – собрание православных епископов (священников и иных лиц), представляющих всю совокупность Поместных Церквей, созванное с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви».

Об этом свидетельствуют и оросы (с греч. «определения», постановления) Вселенских Соборов. Так, к примеру, Третий Вселенский Собор утвердил Символ Веры и строго воспретил добавлять к нему что-либо или изменять его.

А Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе в 680 году, утвердил 85 правил святых апостолов, Шести Вселенских (Седьмой состоялся в 787 году) Соборов и семи Поместных Соборов, правила 13 отцов Церкви.

Данные правила впоследствии были дополнены оросами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов. Все эти постановления составили Номоканон (по-русски «Кормчая Книга»), который является основанием церковного управления Православной Церкви.

Заключение

Номоканон – «Конституция» Церкви, которой Она руководствуется на протяжении тысяч лет незыблемо. И она составлена не человеком, но Духом Святым – Самим Богом.

Это важно понимать каждому, кто пытается с земным лекалом и кровельными идеологическими ножницами войти в Царство Духа Святого.

А в руки Бога Живаго очень страшно впасть! Тому подтверждение и 1917 и 1933, и 1938, и 1941 годы. Хотим ли мы их возвращения?!

Вот какой вопрос, мне кажется, должен задавать современный человек.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (119) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы