Выбрать страницу

Толкование воскресного Евангелия. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Толкование воскресного Евангелия. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар — самый великий, какой только может быть дан человеку, — исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными?

Евангелие от Иоанна. Глава 1; стихи 43–51:

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Филипп был призван непосредственно Самим Христом — не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп — греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны потерять ни единого дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11, 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.

Нафанаил был приведен ко Христу Филиппом. Хотя Филипп сам только что узнал Христа, он торопится найти своего друга. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». Какую радость пережил Филипп от встречи со Христом: «Мы нашли Того, Кого так долго желали увидеть»! Наконец-то, Он пришел, Он пришел, и мы нашли Его! Какое преимущество для него было в том, что он хорошо знал Писание Ветхого Завета, которое уготовляло его ум для принятия Евангельского света. Не для того ли в течение всего Великого поста Церковь предлагает нам так обильно чтение Ветхого Завета? Филипп по наивности своей говорил: «Мы нашли Его». На самом деле Христос нашел их прежде, чем они нашли Христа. Они не познали Его, как говорит апостол Павел, но были познаны Им.

И мы слышим возражение Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Его осторожность не предосудительна. Святые отцы говорят, что мы должны всегда проявлять осторожность в рассмотрении истины. Наше правило: все испытывай. Его возражение проистекало из неведения. Он говорил, что Мессия не должен быть из Назарета, и был прав, но он не знал, что Христос родился в Вифлееме. А слова Филиппа: «Иисус из Назарета» вызвали это возражение. И вот краткий ответ Филиппа: «Иди и посмотри». Наших знаний может быть достаточно для нас самих, но их может оказаться недостаточно, чтобы заставить замолчать наших искусных противников. Мудрость и ревность по истине заключается в том, чтобы когда мы не находим как ответить вопрошающим нас, мы направляли их к тому, кто может. «Иди и посмотри». Идем вместе, я пойду с тобой. Сколь многие оказываются вне истинной веры из-за нелепых предрассудков, которые они составили о Православии (на основании случайных обстоятельств, вовсе не раскрывающих суть его).

Что же произошло в этой встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом? Нафанаил не напрасно пришел и увидел. Вернее, Христос увидел его идущим к Нему и сказал стоящим рядом: «Вот истинный израильтянин». Господь похвалил его, потому что знал, что он — смиренный человек. Нафанаил возражает Христу, но Господь видит его сердце. «Вот истинный израильтянин», «ибо не все Израиль, кто от Израиля». Но здесь — истинный израильтянин. Истинный последователь доброго примера богоизбранного народа. Это был истинный сын праведного Иакова, тот, кто истинно исповедал веру Израиля, тот, чье исповедание веры было согласно с его жизнью. Он иудей внутренне, потому он — христианин. Он тот, в ком нет никакой фальши. Нет ничего лживого по отношению к людям, тот, кому можно доверять. И нет ничего лживого по отношению к Богу, искренний в покаянии в своих грехах. Истинный израильтянин — православный христианин — чудо Божественной благодати.

Нафанаил с удивлением слушает Христа. «Откуда Ты меня знаешь?» Он искренне поражен, он не попался на похвалу. Знает ли нас Христос? Стремимся ли мы знать Его? И Христос показывает ему Себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя». Христос дает ему понять, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Прежде чем Филипп позвал его, Он видел его под смоковницей. Христос знает нас — прежде чем у нас будет какое-либо знание о Нем. Взор Господа был на Нафанаиле, когда тот был под смоковницей. Это было то, что никто, кроме Нафанаила, не мог знать. Очевидно, Нафанаил молился, стоя под смоковницей, размышляя о тайне грядущего Мессии, и сердца его коснулась небесная благодать. Так он обрел истинную веру в Иисуса Христа. «Равви, Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев».

Мы видим, как твердо, всем сердцем исповедует он эту веру. Он исповедует пророческое служение Господа, называя Его Учителем. И он исповедует Его Божественное служение и Божественную Его природу, называя Его Сыном Божиим. Если Он Сын Божий — Он Царь Израиля Божия, всех людей, призванных ко спасению.

В ответ Христос тотчас открывает большее Нафанаилу: «Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей». Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины, и Господь обещает ему большую благодать в утверждении в истинной вере. «Больше этого увидишь», — говорит Христос. Большие чудеса и чудо Воскресения. Кто хранит истинную веру, тому будут даны большие удостоверения в ней. И каких бы откровений ни сподоблялись мы здесь, на земле, у Господа всегда еще есть большее для нашего просвещения и утешения.

И Господь обращается ко всем, познавшим истинную веру: «Отныне будете видеть небо отверстым». «Истинно говорю вам», — возвещает Христос, придавая исключительный вес Своим словам, в полноте утверждая то, что несомненно истинно. Это торжественное возвещение Откровения Божия. Нафанаил исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Христос же Сам называет Себя Сыном Человеческим, являя Свое смирение и показуя Свое совершенное приобщение нашей судьбе. Господь говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это исполнилось в многоразличном служении Ангелов нашему Господу — до Креста Его и Воскресения. До Его Вознесения, когда Он завершил Свое спасительное служение роду человеческому, и небо открылось, чтобы принять Его, и Ангелы Божии восходили и нисходили к Нему. Это дано было видеть апостолам. Это дано зреть всей апостольской Церкви. Это торжество мы празднуем сегодня. Всякий дар совершенный нисходит свыше. Христос — начало и конец, камень основания и краеугольный камень. Как говорит апостол Павел: «Все Им стоит» (Кол. 1, 17). И Церковь Божия, по слову преподобного Силуана, крепка святою мыслью и терпением. Вот ответ о значении чистоты нашего исповедания — Христос. Потому не будем никогда ничего просить у Бога, кроме Бога. И избавления от всего, что мешает быть с Богом. От всякого ложного мудрования о вере и от всякого греха. Все остальное приложится.

Протоиерей Александр Шаргунов

Просмотрено (375) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы