Выбрать страницу

Постимся постом приятным

Многие воспринимают пост как время тягостных, хотя и необходимых ограничений. Между тем Церковь называет пост приятным. Как же настроить себя на пост приятный? Что нужно знать о посте, чтобы он был в радость? Объясняет протоиерей Олег Стеняев.

В церковной стихире мы находим такие слова: «Постимся постом приятным». Очень важно понять, какое место занимает пост в домостроительстве нашего спасения.

В православном понимании спасение человека связано с Таинствами Церкви. Интересно, что еще святые отцы обратили внимание на то, что в Священном Писании, когда говорится о взаимоотношениях Христа с Церковью, очень часто предлагается образ жениха – Христа и невесты – Церкви (Еф. 5: 25). О Церкви говорится также, что Церковь есть «Тело Христово» (1Кор. 12: 27) и глава Церкви – то есть «Голова» этого Тела – Сам Христос (Еф. 5: 23).

И все Таинства Церкви удивительным образом связаны с материальными явлениями. Например, невозможно Крещение без воды («вот вода; что препятствует мне креститься?» – Деян.8:36); для совершения Проскомидии на богослужение приносятся хлеб и вино; для совершения Таинства Миропомазания нужно освященное миро, то есть масло, которое освящается Патриархом при соборе епископов.

И пост – это не просто диета, это участие некоей сдерживаемой физиологической функции в домостроительстве нашего спасения. Потому что телесное и духовное определенным образом связаны. Так, блаженный Августин писал: «Откуда берется у воды такая сила, что прикосновением к телу она очищает сердце, как не от силы слова? Но не постольку поскольку его произносят, а поскольку ему верят» (Tract. LXX in Joan).

Казалось бы, пост – это воздержание от пищи, но целью поста является именно покаяние, то есть перемена мышления человека.

В христианском понимании каждое Таинство соответствует некоему физиологическому циклу или процессу в жизни человека. Вот человек родился. Физическое рождение на духовном уровне соответствует Таинству Крещения («Банею возрождения…» и так далее – Тит. 3: 5).

Но родившемуся необходимо расти. И взросление человека соответствует Таинству Святого Миропомазания, которое дает необходимые силы и толчок к духовному росту, начинает и поддерживает этот процесс («доколе не облечетесь силою свыше» – (Лк.24:49)).

Организм не может развиваться без пищи, и существует Таинство Евхаристии. Сказано, что Плоть Христова «…истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6: 55). Если бы после Крещения человек не грешил, то, может быть, достаточно было Таинства Крещения. Но реальность такова, что люди впадают в грехи, и потому есть Таинство Покаяния, которое литургически славословится как «второе крещение». Прибегая к исповеди, ранее крещенный человек может очищаться от содеянных грехов и переживать радость чистоты, которую испытывает человек после Крещения. И так как любой организм подвержен тем или иным заболеваниям, мы воспринимаем покаяние как врачующее Таинство («Исцели душу мою — ибо согрешил я пред Тобою» – Пс. 40:5).

Таинство Крещения – это рождение, а Покаяние – это врачующее Таинство уже рожденного свыше человека. И другое врачующее Таинство – Соборование. Сказано в послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). А так как не бывает исцеления без искусства врача, есть Таинство Хиротонии – рукоположения во священство (Деян. 14: 23). Через это Таинство пастырям сообщается мудрость для окормления народа Божиего, и Таинство Хиротонии имеет общественное значение («возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» – 2Тим. 1: 6).

Как и Таинство Венчания, которое тоже имеет общественное и сакральное значение (Мк.10:9). Почему? Потому что в этом Таинстве исполняется Божие поручение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 28). А некоторые святые отцы говорили так: Бог и создал людей для того, чтобы восполнить число падших ангелов.

Как видим, есть Таинства неповторяемые – такие, как, например, Таинства Крещения и Миропомазания (последние с редким исключением). А есть Таинства повторяемые: связанные с нашим исцелением, как Таинства Покаяния и Соборования, и связанные с нашим насыщением, как Таинство Евхаристии.

Когда какой-то организм болен, совершенно необходима диета для этого организма. И любой врач всегда говорит больному, что ему можно вкушать, а что нельзя. По отношению к семи Таинствам пост занимает особое место. Пост – это та необходимая диета, придерживаясь которой, мы возвращаемся в райское состояние. Почему в райское состояние? Мы знаем из Библии, что в раю люди вкушали только растительную пищу (Быт. 1: 29), разрешение на белковую пищу было дано только после потопа в законах Ноя (Быт. 9: 3). И совершенно необходимо человеку, который хочет преодолевать духовные недуги, придерживаться вот этого райского состояния и ограничивать насыщение своей плоти.

И так мы выясняем очень важную роль поста в домостроительстве нашего спасения через святые Таинства. А все Таинства Церкви совершаются Духом Святым. Без Духа Святаго мы не можем пройти и течение поста. Великое назначение поста – это покаяние.

Не бывает покаяния без молитвы, но если молитва не соединена с чтением слова Божиего, то, возможно, эта молитва – монолог, который выше потолка не поднимается. А когда мы соединяем молитву с чтением слова Божиего, то молитва неизбежно становится полноценным диалогом: в молитве мы обращаемся к Богу, а в чтении Писания получаем ответы от Него на наши вопрошания (Нав.1: 8; Еф.6: 18).

И на Руси был благочестивый обычай: когда читали утренние молитвы, после них читалось Евангелие дня и Апостол дня. Каждый православный, наверное, имеет календарь, в котором указывается Евангельское и Апостольское чтения на каждый день. А так как пост – это настоящая весна души, мы должны более интенсивно во время поста исследовать Священное Писание. Как сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4: 16). Как известно: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4). Иногда верующие люди жалуются, что у них оскудевает вера. Но источник веры один. Сказано: «Вера от слышания, а слышание от слова Божиего» (Рим. 10: 17).

Пост может стать «приятным временем», если мы будем знать высокое назначение поста. Его цель – покаяние, перемена образа мышления. Это время, когда мы не просто будем придерживаться некоей диеты, но будем пребывать в молитве и в общении со словом Божиим. Тогда наш пост и займет важное место в домостроительстве нашего спасения через приобщение к Таинствам Церкви. Итак, повторим: в Таинстве Крещения человек переживает рождение; не бывает роста без Таинства Миропомазания, которое сообщает человеку дары и плоды Святаго Духа; пищей для рожденного свыше человека является Божественная Евхаристия; а исцеляющие и врачующие Таинства – это Покаяние, это Соборование, которые не могут обходиться без поста, как и приступание к Евхаристии предполагает соответствующий евхаристический пост. И под руководством священника, под его духовным окормлением, в рамках семейной жизни человек с помощью Таинств Церкви, которые совершаются Духом Святым, возрастает из благодати в благодать, из силы в силу. И пост – это духовная диета, которая возвращает нас в райское состояние. Это очень важный компонент в деле нашего спасения.

Протоиерей Олег Стеняев
Православие.Ru

Просмотрено (102) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы