Выбрать страницу

7 «церковных» суеверий

Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то тем самым ты возьмешь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали.

На самом деле, конечно же, это нелепое суеверие. Крест каждого человека — его беды, печали и проблемы — это последствия его же грехов и страстей. Амвросий Оптинский говорил: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». Поэтому было бы наивно полагать, будто от этого груза можно избавиться, потеряв нательный крестик. Тем не менее существует вполне реальный способ оказаться «наследником» такого наказания за чужие грехи. Правда, для этого совсем не нужно находить потерянный кем-то крестик. Преподобный Марк Подвижник пишет об этом так: «…Лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого. Так же клевещущий — искушения оклеветанного им, лихоимствующий — лихоимствуемого, утомляющий — утомляемого им, оговаривающий — оговариваемого, презирающий — презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им».

Говорят, что, если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет.

На самом деле, тот, кто верит в подобные вещи, попросту не понимает, что такое Церковь, полагает, будто через ее Таинства можно манипулировать людьми. Это типичный пример магического мышления: «я сделаю некое ритуальное действие и получу власть над человеком». Но Церковь — дом Божий. И если кто-то, придя в этот дом, словно вор, пытается творить в нем подобные магические беззакония, то навредить этим он может только себе самому и никому больше. Занимаясь магией, человек обращается к бесам, вступает с ними в контакт, делает себя сопричастным злым духам. А занимаясь магией в Церкви, по сути — лжет Богу, пытается Его обмануть, отказывается от Него. И тем самым лишает себя единственной возможности избавиться от воздействия демонов, которые получают над ним полную власть. Поэтому в смертельной опасности оказываются вовсе не люди, которых такие колдуны «помянули за упокой», а сами эти несчастные манипуляторы.

Говорят, что, когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак.

На самом деле это всего лишь знак того, что свеча была сделана с нарушением технологии и является бракованной. Видеть в подобных приметах некие «знаки» — настоящее язычество, прокравшееся в Церковь и своими нелепыми «страшилками» отнимающее у людей радость Богообщения. Иоанн Златоуст писал об этом так: «Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, — говорят, — первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам. <…> и тысячи других у них достойных смеха суеверий. Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников. Но не будем мы такими, напротив, осмеявши все такие суеверия, — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога».

Говорят, что если встретить на улице священника или монаха, с тобой обязательно случится несчастье.

На самом деле несчастьем для человека с полным основанием можно считать суетную веру в подобные глупости и отсутствие у него истиной веры в Бога. Ведь только неверующий человек может пугаться случайной встречи со служителем Божьим. А лучшим доказательством нелепости подобных примет может послужить обычная жизнь христиан, регулярно посещающих богослужения. Каждый раз, посещая храм, мы непременно встречаемся со священнослужителями. И если бы упомянутая примета «действовала», то несчастья буквально выкосили бы все приходы нашей Церкви, и в ней не осталось бы ни одного человека, кроме священников и монахов. Однако ничего подобного не происходит, верующие люди с радостью подходят к священникам под благословение, приносят своих детей на литургию, чтобы те причастили их. И ничего плохого ни с кем от этого не происходит. С человеком же, который не верит в Бога и при этом шарахается на улице от монахов и батюшек, действительно могут случиться всяческие неприятности. Но вовсе не потому, что они встретили священника, а потому, что жизнь их проходит вопреки Божьему замыслу о них.

Говорят, что если человеку в храме стало плохо, значит, он – большой грешник, и поэтому Бог его отвергает.

На самом деле в данном случае грешником себя следует считать тому, кто так бездумно взялся судить другого человека, вместо того чтобы помочь ему в тяжелую минуту. Человеку может стать плохо в храме по самым разным причинам — от повышенного давления, от обострения хронической болезни, а иногда — просто от духоты. Церковь никогда не связывала такое временное недомогание человека в храме с его греховностью.

Говорят, что когда дóма падает икона, значит, в семье скоро кто-то умрет.

На самом деле икона падает, когда она плохо закреплена на стене или поставлена на полочке. Полагать же, будто упавшая икона является знаком скорой смерти кого-либо из членов семьи — грубое суеверие, извращающее сам смысл иконопочитания. Честь, воздаваемая нами художественному образу святых, переходит и на их духовный первообраз — на самих святых, на Божию Матерь, на Господа Иисуса Христа. Мы любим их и украшаем жилища их иконами, чтобы всегда иметь перед глазами изображения наших любимых и иметь возможность молиться перед ними. Но когда люди начинают рассматривать упавшую икону как некий таинственный знак скорой смерти, это означает, что отношение к иконе у них какое угодно, только не христианское. Потому что при таком взгляде икона по сути ставится в один ряд с идолом, магическим предметом, черной кошкой, перебежавшей улицу, женщиной с пустыми ведрами и еще множеством суеверных примет, которыми далекие от христианства люди привыкли пугать самих себя и друг друга. Христианин же, увидев, что у него в доме упала икона, просто подберет ее, бережно поставит на место, закрепив так, чтобы больше она не падала. И обратится к изображенному на иконе святому с краткой молитвой, в которой попросит у него прощения за то, что неаккуратно поставил или повесил его образ.

Говорят, что иконка или четки в автомобиле — оберег от аварии.

Самый лучший «оберег» от аварии — безукоризненное соблюдение правил дорожного движения в сочетании с уважительным отношением к другим водителям. Что же касается иконы, то специально для водителей Церковью была составлена молитва, по которой можно понять, о чем просит Бога верующий человек перед такой автомобильной иконой: «Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех хранящий Своею милостью и человеколюбием, смиренно молю Тебя, заступничеством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти меня, грешного, и вверенных мне людей и помоги невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже Милостивый! Избави меня от злого духа лихачества, нечистой силы пьянства, вызывающих несчастья и внезапную смерть без покаяния. Сподоби меня, Господи, с чистой совестью дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое Святое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Журнал Фома

Просмотрено (158) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

День Победы

9 мая - День Победы (День Воинской Славы России)

79 годовщина Великой Победы!
8 мая 1945 года ночью фашистская Германия подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. На территории СССР уже было 9 мая. Великая Отечественная война закончилась. В этой войне погибали вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. И нет, наверное, ни одной семьи в России, в которой не потеряли родных и близких во время войны. Традиционно проводятся в этот день праздничные парады, возлагаются венки, а также совершаются заупокойные службы. Каждая страна празднует этот памятный день по-своему. Но скорбное молчание во время панихиды объединяет людей по всему миру больше, чем пламенные речи. Почтим же память погибших на поле битвы, в местах оккупации, в застенках политических и концентрационных лагерей минутой молчания. Не дай, Господи, чтобы подобное повторилось… далее Вечная память павшим в годы войны

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным, и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

10 мая - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы