Выбрать страницу

Почему после Причащения верующий должен выпить запивку и съесть кусочек просфоры?

Православная Церковь всегда исповедовала, что во время Евхаристии хлеб, вино и вода реально превращаются в Тело и Кровь Христовы. Эту веру исповедовали святые отцы с глубокой древности и до наших дней. Так, например, святитель Иоанн Златоуст в своем произведении «Таинство Чаши Христовой» написал: «Эта Кровь очистила место недоступное и святое святых. Если же ее образ имел такую силу в храме еврейском, и в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более сама истина. Эта Кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в место недоступное. Эта Кровь поставляла во священника. Она в образах омывала грехи. Если же в образах она имела такую силу, если смерть так страшилась тени, то может ли, скажи мне, не убояться самой истины? Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – сделала небо для нас доступным».

Под образами святитель подразумевает ветхозаветные прообразы искупительной жертвы Христовой. Под истиной – новозаветную Евхаристию, когда во время литургии земное материальное вещество благодатью Святого Духа физически превращается в Тело и Кровь Христовы, преподанные под видом вина и хлеба.

Спустя больше тысячи лет святой праведный Иоанн Кронштадтский напишет в своих дневниках, которые сформируются в прекрасное духовное произведение «Моя жизнь во Христе»: «С верою несомненною причащаясь животворящих Таин, я осязательным образом поучаюсь вездесущию Христову. Каким образом? Вот таким: в каждой частице тела и в каждой капле крови я принимаю всецелого Христа и, таким образом, вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько б их не было, до бесконечности».

И еще там же: «Что удивительнаго, что хлеб и вино бывают телом и кровию Христовою и в них Христос почивает, как душа в теле?.. Еще: если диавол может давать дух и слово иконе звериной (Апок. 13:15), то как Христос не может вселиться в хлеб и вино и не претворить их не усвоить их совершенно Себе, как плоть и кровь?».

Данный догмат был провозглашен на Константинопольском соборе 1691 года под председательством Патриархов Константинопольского Каллиника IIи Иерусалимского Досифея II. В соборной грамоте (томосе) излагается православное учение о сущностном изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа в реальном присутствии Христа в Евхаристии. Для этого используются святоотеческие термины «преложение» и «пресуществеление».

Именно поэтому так велико благоговение священников и православных мирян на Литургии. Так, например, в обрядовом руководстве для священнослужителей под названием «Учительное известие», которое представляет собой свод правил преимущественно для подготовки и служения Божественной литургии, сказано: «Если частичка Божественной Крови по нерадению служащего иерея капнет, он смертно согрешит. Если капнет на доску, пусть слижет языком; если же это невозможно, пусть вытрет губкою, потом остругает доску, стружки сожжет на кирпиче или на чистом камне, пепел же закопает под престол». В «Учительном известии» много подобных правил.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, какая страшная святыня появляется перед нами, для нас и в нас на каждой Божественной литургии, и с каким благоговением и страхом мы должны к ней подходить. Мы должны очистить себя с Божьей помощью до необходимой меры, с которой можно принять в себя не что иное, как сами Тело и Кровь Христовы. Как сказал святой первоверховный апостол Павел о Евхаристии: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:29,30). Это сказал апостол о современных ему случаях небрежения Святыми Тайнами, и оно осталось предостережением на все поколения и времена.

Потому, подходя к Чаше, мы складываем руки крестообразно (правую на левую на груди) таким образом, чтобы ладони касались плеч. Тем самым мы выказываем смирение и страх Божий и одновременно лишаем наши руки суетной возможности делать излишние движения, грозящие выбить Чашу или лжицу из рук священнослужителя. Мы помещаем подбородок поверх плата, который держит диакон или пономарь, так чтобы плат закрывал нашу одежду – чтобы если вдруг, не дай Бог, капнет капелька крови, это произошло бы в плат, а не на вашу одежду или на пол.

После этого мы называем свое имя и широко открываем рот, не пытаясь что-то делать языком, чтобы не вытолкнуть частичку Тела из лжицы или рта. Когда священнослужитель поместит лжицу нам в рот, нужно проглотить частичку. После этого подождать, пока диакон или пономарь не оботрут платом наши губы, после чего благодарно поцеловать Чашу в руке священника. Но ни в коем случае – руку батюшки, ведь она держит Святой Потир, нельзя колебать ее и делать возле Чаши лишние движения.

Затем, не разговаривая и не открывая рот, не целуя икон, мы отходим к столику с запивкой, где церковнослужитель нам наливает теплую воду, смешанную с вином. Мы выпиваем запивку – желательно ею прополоскать рот и затем проглотить жидкость, чтобы убедиться, что Тело и Кровь Христовы прошли из ротовой полости в желудок. Потом следует съесть кусочек предложенной просфоры. После этого вы можете целовать иконы, святой крест, разговаривать.

Будем же, дорогие братья и сестры, с великим благоговением и со страхом Божиим приступать к Телу и Крови Христовым. В них – наша жизнь. В них – наше спасение. Наша же задача – приступать к ним достойно: с постом, прошедши Таинство исповеди, с чтением необходимых молитв и канонов, примирившись со всеми. И, конечно же, с великой любовью к Богу – Отцу нашему и к людям.

Святитель Иоанн Златоуст в книге «Таинство Чаши Христовой» написал своеобразный призыв Господень к нам: «Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, через которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам. Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский, рождает красоту неизобразимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не сразу становится кровью, но сначала бывает чем-то другим; а эта Кровь не так, но тотчас же напояет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную».

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (182) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы