Выбрать страницу

Какую важную информацию хранит Священное Предание

О самом главном послании для человечества. Как должно изучать Священное Предание – архимандрит Маркелл (Павук).

– Отче, что такое Священное Предание?

– Священное Предание – это все, касающееся христианской жизни, не записанное в Священном Писании. Потребность в существовании Предания связана с тем, что в Священном Писании есть много мест, которые очень сложно понять неискушенному человеку. Об этом пишет святой апостол Петр. Он констатирует, что в священных текстах «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16).

– Как передавалось Предание из поколения в поколение?

– Хранят и передают церковное Предание в первую очередь епископы и их непосредственные помощники – священники. Они восприняли власть в Церкви не самовольно и даже не в силу демократической процедуры выборов, а через преемственное рукоположение от святых апостолов, которые в свою очередь восприняли сугубую благодать даров Святого Духа в день Пятидесятницы, о чем повествуется во второй главе Книги Деяний (см. Деян. 2:1–47).

– Предание и Писание как-то взаимосвязаны?

– Тексты Священного Писания не просто пали нам с неба, они были записаны благодаря Преданию от апостолов, получивших от Господа благодать Святого Духа. Окончательно канон текстов Священного Писания сформировался во II веке, то есть уже при апостольских преемниках. Когда ныне сектантские проповедники отвергают Предание, то они подрезают ветвь, на которой сидят.

– Что занимает доминирующее место в Предании? Или все части равно авторитетны?

– К Преданию относится весь круг богослужения нашей Церкви и многое другое, что четко не прописано в Священном Писании, но основательно вошло в традицию нашей христианской жизни. Например, в Писании нигде не сказано о почитании святых икон, о монашеском служении, но на протяжении тысячелетий все это хранится именно благодаря Священному Преданию. И сам текст Священного Писания сохранился в Церкви благодаря Священному Преданию. Но, пожалуй, самое важное место в Священном Предании занимает святоотеческое толкование (понимание) Священного Писания. В эту категорию можно отнести все святоотеческие творения, начиная с писаний мужей апостольских, то есть людей, которые непосредственно общались с апостолами, и заканчивая творениями подвижников веры и благочестия, которые относительно недавно жили и ныне канонизированы Церковью.

– Почему их творения нам особенно ценны?

– Дело в том, что святые отцы умели читать и трактовать тексты Священного Писания, а также все явления окружающего мира беспристрастно, трезвыми очами веры. Это достигалось благодаря аскетическому деланию молитвы, поста и других добродетелей. Мы, обычные люди, чаще всего, в силу своей греховности и страстности, оцениваем людей и события если не с гневом, то с пристрастием, и наша оценка бывает довольно субъективной. Например, на наших глазах на Востоке Украины сейчас ведутся военные действия, но по поводу того, что там происходит, сколько людей, столько и мнений. Из-за разноголосицы, которую провоцируют СМИ и их владельцы, пока нет готовых взять на себя всю ответственность и решительно прекратить это вооруженное противостояние.

Когда мы читаем творения святых отцов Церкви, то, даже иногда не понимая всей глубины их мысли, утверждаемся в вере, облекаемся миром, проникаемся благоговением и страхом Божиим. Самое главное – черпаем из их творений Божественную благодать, вдохновение на наши повседневные труды.

– Как должно изучать Предание? Ведь оно гораздо обширнее, чем набор абстрактных положений.

– Предание лучше всего изучать в Церкви, то есть непосредственно принимая участие в богослужении и жизни конкретной общины со всеми её радостями и проблемами. Когда человек первоначально приходит в храм, то он не знает, где и как поставить свечу, где можно и где нельзя стоять в храме. При поверхностном подходе к церковной жизни у него складывается впечатление, что вся христианская жизнь состоит из таких, чисто внешних, обрядов и традиций. Многие думают: «Я покрестился, повенчался, поставил свечу – и хватит с меня». Но на самом деле церковная жизнь намного глубже и шире. Если человек принял Крещение, свой брак освятил Таинством Венчания, приходит в соответствующей одежде в храм и правильно ставит свечу, то это вряд ли приблизит его к Богу и разрешит проблемы, с которыми он сюда пришел, если не будет сопровождаться молитвой и покаянием. Нужно еще воцерковиться, то есть войти в плавный ритм и строй церковной жизни: регулярно посещать богослужения, читать дома утренние и вечерние молитвы, соблюдать посты, читать Священное Писание, научиться терпеть, смиряться и по-настоящему любить Бога и других людей. Лишь тогда восприятие Предания будет не поверхностным, а глубоким и действенным.

– Как Предание менялось за свою историю? Оно обогащалось новыми формулами веры?

– В целом Священное Предание очень консервативно и слабо поддается изменениям. Могут меняться лишь внешние формы его выражения. Например, первые христиане совершали богослужения в катакомбах и пещерах на гробах мучеников, а ныне мы служим в больших величественных храмах. Но суть при этом не поменялась, потому что главное в богослужении – это соединение со Христом через молитву, Покаяние и Таинство Святого Причастия.

Также и вероучение остается неизменным на протяжении двух тысячелетий существования Церкви Христовой. Во время догматических споров, которые велись в Церкви, особенно с IV по VIII века, не изобретались новые формулы веры, а лишь ограждалось православное вероучение от искажений его еретиками и раскольниками. Мы, православные христиане, даже мысли такой не можем себе допустить, что апостолы не веровали в Святую Троицу, как это утверждают иеговисты. Таким образом, все догматические определения Вселенских Соборов – это не какая-то вероучительная новизна, а фиксация старого, иногда забытого или утерянного церковного Предания.

– Почему важно оставаться верным Преданию?

– Оставаясь верным Преданию, мы остаемся верными Церкви, в которой оно сохраняется. Когда Предание нами искажается или мы его полностью отвергаем, например, не соблюдаем посты, не исповедуемся и не причащаемся, тогда мы перестаем быть членами Православной Церкви.

Некоторые не следуют Преданию в силу изменения политической ситуации в стране или в силу своих человеческих слабостей и пристрастий. Великий раскол 1054 года (тогда от Православия отпала западная часть христианского мира), Брестская уния 1596 года (тогда, чтобы избежать притеснения со стороны власти поляков и литовцев – римских католиков, часть православных христиан нынешней Западной Украины и Западной Белоруссии, внешне сохраняя православный обряд, административно подчинилась Папе Римскому), также и недавний, происшедший в начале 90-х годов прошлого века, так называемый автокефальный раскол ни к чему хорошему не привели. Любой раскол – это слезы, страдания, притеснение невинных; он всегда служит причиной общего ослабления веры и благочестия среди народа, что в конце концов приводит к его полному нравственному и физическому вырождению и порабощению недругами.

– В каких еще конфессиях есть Предание? Или оно существует только в Православной Церкви?

– Как бы нескромно это ни выглядело, но констатирую, что в полноте и без всяких искажений Священное Предание сохраняется только в Православной Церкви. Лишь православные христиане, если они таковыми являются не только по названию, в духовном отношении имеют возможность дышать полной грудью. В других конфессиях, по выражению святителя Феофана Затворника, часть или целое лёгкое поражено болезнью. Поэтому нам остается лишь усердно молиться за каждым богослужением в храме или дома о тех людях, которые в силу своего рождения или политических предпочтений оказались вне корабля Православной Церкви, чтобы и они достигли соединения веры и спаслись.

Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (65) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

Скоро праздник

8 мая - Апостола и евангелиста Марка

Апостол Марк - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Был учеником апостола Петра. Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Написал вторую книгу Нового Завета и самое короткое из четырёх Евангелий... далее

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы