Выбрать страницу

Приближаясь к концу света

Приближаясь к концу светаВ одном из своих недавних выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл упомянул о конце света — что вызвало массу откликов, из которых стало ясно, что эта тема, с одной стороны, глубоко волнует аудиторию, с другой — многие люди совершенно не осведомлены об этом важном аспекте христианской веры, и как-то даже несколько шокированы тем, что иерарх христианской Церкви, оказывается, верит в конец света.

Многие отзывы носили довольно ернический характер — слова Патриарха сравнивали с предсказаниями лидеров каких-то культов. Что же, так бывает — многие люди каким-то образом уверены, что неверие в Бога автоматически делает их светочами знания и интеллекта, а читать толстые книги, слушать лекции, и вообще расширять свой культурный кругозор тут совершенно излишне, они, просто по факту своего неверия, умственно превосходят всю христианскую интеллектуальную традицию вместе взятую.

Но, вероятно, сделать некоторые разъяснения относительно темы конца света стоит.

Христиане верят в конец света, потому что верят в то, что мир осмыслен, что история — это драма, в которой все события имеют свое значение, внутри ее разворачивается великий сюжет, как в пьесе или романе. Это означает, что как драма движется к развязке — так и история движется к своему завершению, к осуществлению тех целей, которые предначертал ее Автор.

В конце концов Божий замысел совершится, история, какой мы ее знаем, закончится, и явится Царство Божие, которое предвещает Пророк: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)

«Эсхатология» то есть система представлений о конце мира, каким мы его знаем, о «четырех последних вещах», то есть смерти, суде, рае и аде — это неотъемлемая часть христианства, как мировоззрения, в котором мир осмыслен, у истории есть направление и цель, человек обладает вечной судьбой, земные поступки имеют небесные (или адские) последствия, терпение, вера и добродетель принесут плоды, которым люди будут радоваться всю вечность.

Будет ли этот конец света ужасным событием, которое надо пытаться отодвинуть, или напротив, радостным? В конечном итоге — невероятно, немыслимо радостным. Бог окончательно победит мировое зло, и Его верные войдут в мир, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4)

Но этой окончательной победе Божией будет предшествовать время тягчайших испытаний — когда силы зла достигнут своего наибольшего могущества, и их победа будет казаться окончательной, вся земля будет подчинена Антихристу — чудовищному, демоническому тирану, слабыми и бледными прообразами которого были великие диктаторы ХХ века. Он будет принуждать всех людей поклоняться ему, как божеству. Эти события пока не развернулись по той причине, что «[Бог] долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Наступит время, однако, когда долготерпение закончится — потому что в нем больше не будет смысла.

Зло и противление Богу в мире достигнет своего предела — когда те, кто мог бы покаяться войти в Церковь Христову, уже сделают это, а те, кто закоснеют во грехе, отвергнут всякую возможность спасения. Земля перестанет приносить плод свой — человечество перестанет приносить Богу святых.

Антихрист воздвигнет жесточайшие гонения на христиан, и всех, кто ему воспротивится — но его беззаконное правление продлится недолго, Господь Иисус вернется во славе, чтобы совершить последний суд, и ввести Своих верных в блаженную жизнь будущего века.

Поэтому мы хотим возвращения Господа — но мы и скорбим о тех тяжелейших временах, которые будут ему непосредственно предшествовать.

Это можно сравнить с физической смертью отдельного человека — мы знаем, что благочестивый человек попадет в рай, и возрадуется во веки, но мы не желаем ему мучительной болезни и смерти, и ведем его к врачу, когда первые признаки такой болезни появляются.

Мы знаем, что за последними тяжкими днями, когда земля преисполнится зла и беззакония, последует возвращение нашего Господа. Но мы противимся злу и беззаконию — ради нашего вечного спасения, и вечного спасения других.

При этом Церковь — и лично Патриарх — постоянно предостерегают верующих от того, что можно было бы назвать «эсхатологической паникой», когда люди, уверенные в том, что конец наступит вот-вот, отказываются от нормальной христианской жизни и служения, оставляют работу, бегут в леса и совершают другие безрассудные поступки. С этой проблемой приходилось иметь дело еще святому Апостолу Павлу, который в своей втором послании увещевает Фессалоникийцев: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фесс.2:1,2)

В истории не было (и сейчас нет) недостатка в лжеучителях, которые претендовали на знание того, что, согласно Писанию, человек знать не может — точной даты конца света. Нередко им удается увлечь за собой нерассудительных людей — и Церковь постоянно предостерегает против такого рода обмана.

Да, этот церковный взгляд на мировую историю разделяется далеко не всеми; ему противостоит мощная идеология, за которой в последние десятилетия закрепился термин «либерализм», хотя в ряде отношений она противоположна классическому либерализму. Под этой идеологией лежит одно фундаментальное мировоззренческое убеждение — и это убеждение в бессмысленности мира. Как это прекрасно формулирует Ричард Докинз, «Во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия». В этой картине мира, хотя у вселенной было физическое начало (большой взрыв), а у земли и всех дел на ней может быть конец (астероид врежется, например), но это события одинаково бессмысленные, проявление слепых, внеразумных и вненравственных сил, у которых нет и не может быть для нас никакого замысла, сил, которые не судят и не спасают — ни человечество в целом, ни отдельных людей. Этим слепым природным силам нет никакого дела ни до грехов людей, ни до их добродетелей, ни до их страхов, ни до их надежд.

Кого-то привлекает такая картина мира — именно в силу ее вненравственности. Кто-то просто не продумывает ее до конца. Но отметим, что ее принятие является актом веры — в ней нет ничего доказуемого, научного, интеллектуально надежного. Люди выбирают верить в бессмысленность мироздания — и тогда, конечно, любые высказывания вроде «судя по содержанию этих страниц, мы приближаемся к развязке» находятся вне их понимания. Они вообще не считают, что находятся внутри книги, что история имеет смысл и направление.

Но христиане веруют по-другому — мир сотворен, осмыслен, и движется, как пьеса, от истинного начала к истинному концу. Патриарх верит именно так — и этому было бы странно удивляться.

Вместо этого лучше задуматься — а верна ли либеральная картина мира, и не стоит ли подробнее рассмотреть ту веру, которая создала всю нашу цивилизацию и является одним из оснований ее интеллектуальной традиции.

Сергей Худиев
Источник: Радонеж

Просмотрено (37) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы