Выбрать страницу

Не говорить лишнего и причащаться на Светлой седмице. Как удержать пасхальную радость

Не говорить лишнего и причащаться на Светлой седмице. Как удержать пасхальную радость

Мы настраиваемся на пост, напряженно его проживаем, подходим к Пасхе, чувствуем радость. А потом начинается обычная будничная жизнь – без напряжения, но и без особой радости. Как сохранить и удержать в себе радость о Воскресшем – рассказывает протоиерей Феодор Бородин.

У нас духовно-практическая культура по подготовке к празднику хорошо отработана. А способов для того, чтобы удержаться рядом с ним, нет. Это относится не только к Пасхе, но и к встрече любого праздника, и встрече самого причастия. Такое ощущение, что человек ждет гостей, накрывает на стол. Гости приходят, он их встречает, целует, разворачивается и… уходит к себе в кабинет.

Как же удержать пасхальную радость, благодать Божию? Прежде всего, надо стараться не говорить лишнего.

Это очень важно, особенно в первые часы после причастия. Есть старые монашеские традиции, важные для приобретения этого навыка, – когда причастившийся монах в этот день мог говорить только «да» или «нет», а лучше кивать или мотать головой. И не должен был говорить вообще никаких слов. Мы это знаем, когда после причастия, даже если говорим какие-то нужные, важные вещи, все равно ощущаем, будто теряем присутствие Божие, оно утекает, как вода в песок.

Удержать пасхальную радость поможет частое причащение в Светлую седмицу, ведь каждый ее день литургически празднуется как Воскресение. Распространенное заблуждение о том, что на Светлой седмице нельзя причащаться потому, что нет поста, ничего, кроме огорчения, вызвать не может. Было время покаяния, покаянного труда, а теперь время радости. Господь сказал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк. 2:19). Светлая седмица – это время, когда христианин особенно остро переживает присутствие Небесного Жениха в своей душе. Слава Богу, сейчас все больше храмов, где людей не только допускают, но и призывают причащаться в дни Светлой.

Опыт празднования Пасхи и удержания этой радости зафиксирован в литургической практике, которая сейчас почти утеряна. Мы приходим на воскресную всенощную и в субботу вечером читаем Евангелие о Воскресении Христовом, поем «Воскресение Христово видевши», мы читаем канон и поем тропари, посвященные именно Воскресению Христову. Но на всенощную ходят далеко не все, а большинство людей приходят в сам воскресный день. И практически ничего воскресного там не слышат. Евангелие читают чаще про чудеса Христовы, или притчи, или, реже, Его наставления. То, что священство в алтаре после причастия читает пасхальные стихи – люди этого не слышат.

Мне кажется, это разделение, которое произошло уже много веков назад, когда всенощная перенеслась на вечер накануне, требует от нас некоторого литургического творчества, чтобы именно в сам воскресный день больше было посвящено переживанию Воскресения Христова. Очень важно, что в переживании воскресного дня как малой Пасхи был зафиксирован опыт Церкви, в том числе – в отсутствии земных поклонов. В воскресенье не совершают земные поклоны, как и на Пасху, потому что это не имеет смысла.

Пасхальная радость и покаяние – это самые главные переживания христианина, которые друг без друга не живут, становятся фальшивыми. Но в пасхальный период и в воскресный день акцент духовного делания смещается именно на пасхальную радость. Как один очень хороший священник говорил: «Селедка – хорошо, и варенье – хорошо, но варенье с селедкой – плохо».

Пасха с акцентом на покаянии – это неправильно. Не потому, что нам не в чем каяться, а потому, что сейчас – торжество явившегося нам Христа, все остальное должно отойти на второй план.

Если каждую неделю у нас будет воскресный день, наполненный именно смыслом своего названия – в честь Воскресения Христова, тогда мы о Пасхе будем помнить весь год.

Почему покаяние и пасхальная радость связаны? Чем больше человек живет христианской жизнью, по-настоящему честно и напряженно, тем больше он разочаровывается в себе. Результат духовной жизни – это знание себя погибающим грешником. А второй результат, и более важный, что, вопреки этому, Господь тебя любит. Поэтому чем глубже покаяние с годами у человека, тем светлее у него радость. Думаю, что с годами радостных людей в Церкви будет все больше и больше.

Помните, в любое время года преподобный Серафим Саровский встречал каждого человека словами: «Радость моя, Христос воскресе!» То есть не только Бог был для него радостью, но и другой человек. Почему? Потому что Христос воскрес, и он не мог об этом не сказать другому человеку, именно это и было для него источником радости.

Протоиерей Феодор Бородин
Православие и Мир

Просмотрено (181) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение... далее

Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 его учеников

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский был главой этих подвижников... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы