Выбрать страницу

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: как праздновать, нужно ли поститься накануне?

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: как праздновать, нужно ли поститься накануне?

27 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Это единственный из двунадесятых праздников, который не связан непосредственно с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, так как обретение и воздвижение Креста Господня происходило гораздо позже– уже в первой половине IV века по Рождестве Христовом. Но данный праздник входит в число двунадесятых праздников, так как он так же, как и прочие одиннадцать, является частью Искупительного Подвига Спасителя. Данный праздник сугубо и опосредованно прославляет Главное Орудие нашего спасения – Честный и Животворящий Крест Господень. Потому 27 сентября положен также однодневный строгий пост, ведь мы вспоминаем Страсти Христовы, и этот анамнесис-воспоминание сближает праздник с днями Великого поста.

Да, в этот день мы вспоминаем Крест Христов. Однако и нас Господь призывает взять свой крест и идти за ним, духовно взойти на крест, пройти через свою личную голгофу к воскресению. Он словно бы призывает каждого христианина таинственно и удивительно соединиться с Его Крестом и получить от Него исцеление от грехов.

Вспомним Священное Писание. Слова Самого Христа: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Святой первоверховный апостол Павел: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, таки и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:4–5). И еще: «Но те, кто Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:24–26).

Итак, где же начинается наш крест? Где мы должны его подъять?

В романе Достоевского «Идиот» князь Мышкин говорит Аглае Иволгиной о том, что есть ум главный и не главный, т. е. есть ум небесный и ум земной. Ум духовный и ум плотяной.

Поэтому крест наш первый и главный начинается в перемене сознания. Первый крест начинается в уме. Мы должны переменить строй мыслей своих, подчинить их заповедям Божиим. Учитель Церкви святитель Василий Великий в толковании на Послание апостола Павла к Римлянам (вышеуказанное место (Рим. 6:4–5) пишет так: «Во-первых, нужно, чтобы порядок прежней жизни был пресечен… Ибо пакибытие, как показывает и само имя (здесь говорится о Таинстве Крещения), есть начало новой жизни».

Эта перемена сознания и составляет, в частности, сущность покаяния. Без этого креста невозможно спасение. Почему? Потому что грех нашей падшей человеческой природы давно превратился в некую метастазу, раковую опухоль, поразившую почти каждую частичку нашего существа – от души до тела. Этот грех у маловера и язычника стал словно бы другой природой, личностью человека, этим пресловутым «эго», о котором нам так много говорят некоторые современные школы психологии. Исполняя прихоти «эго», состоящего из десятилетиями спекшегося, спрессованного в огромную толщину сплава страстей да грехов, человек думает, что он действует по своим желаниям. Но это далеко не так. Потому что он образ и подобие Божие, заваленное грудой греховного мусора. И счастье его лежит в очищении, в исцелении этого образа и подобия Божия от греха. А если он продолжит наваливать на икону своей души грязь страстей, то будет получать лишь неудовлетворение, тревогу и муку. Потому что человек так сотворен Богом, чтобы вечно двигаться к Нему и в этом вечном вертикально восходящем движении вверх обретать блаженство богообщения, становясь храмом Бога Живого, обиталищем Святого Духа.

Но для этого сначала нужно поднять крест, взойти на него, как на операционный стол, и распять на нем свою вторую натуру, сросшуюся с живой душой, распять свое «эго» – свою плоть со страстьми и похотьми.

С этого начинается первый шаг к Богу. С этого начинается спасение души. Вот об этом хотелось бы поговорить в великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть Крест Господень будет воздвигнут и в храминах наших сердец, просвещая и оживотворяя наше внутреннее естество, добровольно преданное в отеческую десницу Божию.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (118) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

18 мая - Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудотворная икона Богородицы, дарованный Богом в 1878 году. Славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 мая — Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» далее »

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы