Выбрать страницу

«Спокойствие, только спокойствие!», или главная проблема катехизации

Фото: pravoslavie.ruКак это ни печально, но приходится признать, что главной проблемой катехизации нередко являются сами катехизаторы. Случаются порой вопиющие случаи, когда катехизатор своей манерой общения превращает группу людей, сочувствующих Православию, едва ли не во врагов Церкви.

Это может произойти в беседе перед крещением или когда катехизатор, придя в школу, чтобы убедить родителей школьников выбрать предмет «Основы православной культуры», своей речью не только возмущает слушателей, но и настраивает их против Церкви.

«Деды во гробах»

Мне самому пришлось быть свидетелем того, как благочинный церковного округа, призывая родителей выбрать ОПК, едва не достиг обратного результата.

– Смотрю я на вас и ужасаюсь, – начал свою эмоциональную речь отец благочинный. – Где я нахожусь? В какой стране?! В каком народе?!! На Святой Руси решают: учить своих детей Православию или не учить! Да наши деды, наверное, в гробах переворачиваются от такого выбора!

Проговорив в том же духе несколько минут, батюшка достиг яркого отклика в душах слушателей, которые, не в силах справиться с ответной эмоцией, стали выкрикивать:

– Это насилие!

– А почему именно Православие?!

– Мои предки вообще были атеистами!

Впрочем, большинства криков нельзя было разобрать, поскольку они тонули в гуле всеобщего возмущения. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что педагоги этих классов были православными и практически уже склонили родителей к выбору курса «Основы православной культуры». В конце концов родители этой школы все равно выбрали ОПК, но к батюшкам за помощью больше не обращались.

Мама и «немножко нервно»

Впрочем, чтобы не увлечься обсуждением других, поделюсь личным отрицательным опытом катехизации. Однажды я на собственном примере увидел, к каким результатам приводит эмоциональная проповедь Православия, поддержанная чувством собственного превосходства.

Моя мама почти всю жизнь прожила атеистом. Она преподавала в советской школе, была коммунисткой и школьным парторгом. Крестилась она в возрасте 60 лет после тяжелой потери и по моему настоянию.

Креститься-то крестилась, но сказать, что она обрела твердую веру, было бы серьезным преувеличением. Ее мысли зависели от того душевного состояния, в котором она в данный момент находилась. А состояния были разные. Порой она высказывала православные взгляды, но в периоды уныния легко могла сказать: «Да нет там никакой жизни после смерти». Высказывания такого рода, конечно же, не могли меня не беспокоить, и я прикладывал все свои силы и знания, чтобы твердо наставить маму на путь истинный. К сожалению, делал я это зачастую в некотором боевом раже, который приводил к результатам противоположным. Но однажды Господь дал мне ясно увидеть коренную ошибку моей домашней катехизации.

В ту пору я любил читать книги иеромонаха Серафима (Роуза). Любопытная деталь: многолетний друг и сокелейник отца Серафима игумен Герман (Подмошенский) вспоминал: его знаменитый теперь в православной среде соратник был склонен к унынию, не желал ничего писать, и все, что написал иеромонах Серафим, было написано по инициативе игумена Германа. Согласно святым отцам, у каждого человека есть страсть, которая его обуревает особенно сильно. Вероятно, для отца Серафима уныние и было такой «индивидуальной» страстью. Надо думать, что он с Божией помощью справился с ней, но настроение это можно почувствовать в некоторых его книгах.

Итак, в один из вечеров я читал небольшую книжку отца Серафима «Человек против Бога». Вдохновившись нарисованной американским священноиноком картиной противостояния Богу отступившего от Него человечества, я почувствовал потребность поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями (точнее – эмоциями). А поскольку в квартире проживали тогда только мы с мамой, то она и стала ближайшим объектом, на который я обрушил всю критику современной апостасии. С общей темы отрекшихся от Бога людей я естественным образом переместился на отечественную почву и принялся «громить» идеологию коммунистов.

Поначалу занявшая выжидательную позицию, мама в конце концов не выдержала.

– Зато в советское время люди были лучше! – выложила она свой любимый аргумент, прибавив к нему ряд наиболее веских на ее взгляд и уже хорошо знакомых мне доводов.

Наш диалог грозил превратиться в перебранку, но внезапно я как будто увидел ситуацию со стороны. Мне вдруг стало предельно ясно, что наш спор сошел на уровень почти животных реакций, а виной и инициатором этого нисхождения являюсь именно я и моя обличительная манера не разговора даже, а скорее – вещания.

Я быстренько скомкал разгоравшуюся дискуссию и с этого момента стал вести себя по-другому, а именно: практически перестал затевать разговоры на религиозные темы. В семье воцарился мир, и какое-то время мы не касались духовных тем, но вскоре мама сама стала задавать вопросы на темы церковной жизни. Понятно, что возникающие беседы носили теперь спокойный, доверительный характер и поэтому были гораздо плодотворней прошлых обличительных речей.

Описанное открытие имело существенное значение для моей будущей жизни. Мне стало понятно, что тон, манера говорить, образ поведения имеют огромное значение для катехизации. Ведь мы, будучи людьми, в своих реакциях недалеко ушли от простейших организмов и почти всегда реагируем на внешнее раздражение зеркально. Поэтому если даже о самых правильных вещах мы начинаем говорить с раздражением, высокомерным тоном, то наша катехизация дает результат, противоположный ожидаемому.

Положительным же примером и даже образцом для подражания в отношении сказанного выше для нас может служить история обращения блаженного Августина Иппонийского через проповедь святителя Амвросия Медиоланского. «Хотя я и не старался изучить то, о чем он говорил, – вспоминал Блаженный о речи святителя, – а хотел только послушать, как он говорит… но в душу мою разом со словами, которые я принимал радушно, входили и мысли, к которым я был равнодушен. Я не мог отделить одни от других».

Андрей Горбачев
Православие.Ru

Просмотрено (27) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

1 комментарий

  1. Елена

    Спаси Господи за статью! Я увидела и в себе этот страшный недостаток. Именно обличительной манерой вещания я и грешу. Теперь пожинаю это в своём ребёнке. Прости Господи!

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

11 мая — Суббота Светлой седмицы. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы