Выбрать страницу

Обязательно ли православным христианам проходить обряд «воцерковления» и читать молитву матери на сороковой день после родов?

Фото: pravlife.orgВ церковной богослужебной практике такой обряд получил название «Молитвы жене родильнице (родившей. – Прим. авт.), по четыредесяти дней», т. е. после сорока дней после родов. В данный обряд включены также молитвы на благословение ребенка роженицы и воцерковление (введение или внесение отрочати либо младенца в храм).

Действительно, данный обряд – это не Таинство. Но вспомним слова Спасителя, сказанные Им перед тем, как святой Иоанн Предтеча должен был Его крестить: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Т. е. Сын Божий хоть и не должен был, но исполнил все повеления Бога Отца, данные ветхозаветной Церкви.

Не значит ли это, что и нам, православным христианам, следует исполнять всякую Божественную правду, данную новозаветной Церкви? Конечно, мы должны следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа, ведь все Таинства и обряды Православной Церкви – это лестница на Небо. Они предназначены для нашего спасения.

Здесь нужно с Божьей помощью сказать, что Церковь, как любящая Мать, стремится освятить благодатью Святого Духа все этапы жизни человека, начиная с рождения и не заканчивая уже никогда. Если мы рассмотрим внимательно то, что сегодня можно именовать Таинством Крещения, получится некий соединенный воедино сплав из двух Таинств – Крещения и Миропомазания и нескольких обрядов (наречение имени, молитвы оглашенных, помазывание елеем, измовение, пострижение волос, часто молитвы матери и так называемое воцерковление). Сейчас в виду удобства это все соединено в единый сплав, длящийся по времени около одного часа. Но не так было в древней Церкви… Существовал целый период постепенного погружения в дивный мир веры, в Церковь, если хотите, ребенка, его семьи, восприемников и родственников. Их вхождение в духовное Небо на земле – в Церковь Божию. Фактически оно и было, и осталось непрекращающимся никогда паломничеством-путешествием к Богу – лестницей на Небо.

Мне очень нравится меткое и образное выражение игумена Нектария (Морозова): «Воцерковление – это это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью». Это выражение показывает нам, что и крещение, и воцерковление – это не просто формальность, не просто слова и штамп некий. Нет. Это живой процесс соединения каждого конкретного человека с Церковью Христовой и с Самим Богом, насколько это вообще возможно для человека. Это реальная дорога в рай, во спасение для каждого из нас. И нам нужно только стараться с Божьей помощью по ней идти!

Итак, вернемся к древней Церкви. В самый первый день, когда жена родит ребенка, к ней призывался священник, который благословлял ее и дитя, читал определенные молитвы. В них он молился об исцелении роженицы, о прощении ее грехов, об ограждении от лукавых духов и болезней младенца. Позже, в советское время, конечно, этот обряд практически вышел из употребления, так как священники просто не допускались в роддом. Но молитвы (назовем их молитвами первого дня) можно читать и сейчас. Можно и сегодня договориться с врачами и с батюшкой, чтобы его впустили в роддом, в палату для чтения над мамой и ребенком данных молитв. Многие священники читают эти молитвы для своих матушек и новорожденных чад.

На восьмой день (библейская ветхозаветная традиция; Богомладенца Иисуса нарекали в восьмой день (Лк. 2:21)) младенца приносили в храм, и священник нарекал ему имя. В требнике есть «Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего».

Далее если мы внимательно вчитаемся в чинопоследования требника, то увидим, что сотворение оглашенного, помазывание елеем, Таинство Крещения, Таинство Миропомазания почти везде имеют начальный священнический возглас и отпусты. Это свидетельствует о том, что все эти чинопоследования дробились и совершались один за другим в разное время. К примеру, измовение и пострижение волос производилось на восьмой день после Таинства Крещения. Данное действо было связано с тем, что крещения в древней Церкви очень часто происходили перед Пасхой. И на протяжении всей Светлой седмицы новопросвещенный (только что крестившийся человек) должен был посещать все пасхальные богослужения суточного круга. На них (или сразу после них) в храмах происходили мистагогии – тайноводческие проповеди, подготавливающие верующих к участию в жизни Церкви, и особенно в Таинстве Евхаристии. Мистагогии проводились обязательно после совершения над человеком Таинства Крещения, так как считалось, что только благодать Святого Духа, преподанная новопросвещенному в Таинстве Крещения, открывает ему разум, сердце и душу для понимания-вхождения в Таинство Причащения.

Восьмой же день также имел свою символику. Шесть дней Господь творил мир, в седьмой день почил от трудов Своих. А восьмой день – это новая эра. Время Второго пришествия Христова, время нового мира, нового горнего града Иерусалима. Поэтому приведение в храм (часто по завершении Светлой седмицы, на Антипасху (от крещений, которые часто происходили в Великую Субботу, как раз на восьмой день)) новопросвещенного для измовения и пострижения власов символизировало то, что он, крестившись, входит в вечность, в новый мир, в духовное Небо.

Сейчас все эти Таинства и обряды соединены, как правило, между собой в единое целое. Но их духовного смысла мы, конечно, не должны терять.

Что касается воцерковления. Оно совершается на сороковой день после рождения. Можно и позже. Традиция сорокового дня также библейская. Именно на сороковой день Пресвятая Богородица, праведный Иосиф Обручник принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа, как то предписывал закон Моисея. Поэтому и мы, следуя примеру Спасителя и Святого Семейства, совершаем обряд воцерковления именно на сороковой день. Разрешено позже, но не раньше. Биологически это связано с очищением материнской утробы от родов: выхождение плаценты, вод, крови и пр. Литургически: после прохождения обряда воцерковления женщина допускается к причащению Тела и Крови Христовых. До этого, в принципе, она не может причащаться. Только ввиду страха смертного (тяжкой болезни или под угрозой смерти) разрешено женщине причаститься без воцерковления. Еще одна особенность: если мать неверующая или умерла уже, то тогда обряд воцерковления можно провести только с ребенком. При этом исключаются молитвы матери. Воцерковление над человеком производится только один раз в жизни. Для матери, понятно, возможно повторение, в случае рождения ею на протяжении жизни детей.

Сам обряд воцерковления условно можно разделить на две части. В первой перед обрядом мать и ребенок поставляются в притворе храма, куда к ним выходит священник в фелони и с крестом.

Конструктивно эта часть состоит из обычного начала «Благословен Бог наш по «Отче наш». Через несколько молитвословий священник читает молитвы для матери и для ребенка. Примечательно, что в пояснениях к обряду пишется, что в определенный момент мать должна приклонить свою голову с младенцем «вкупе», т. е. с церковнославянского – «вместе», прикоснувшись своей головой к голове ребенка. Это обозначает, что сейчас жизнь матери и ребенка словно бы соединена в единое целое, в единую жизнь, собственно, как и жизнь всей их семьи.

Во время данного преклонения священник кладет крестное знамение на главе ребенка. Молитвы над матерью имеют преимущественно очистительный и разрешительный характер. Священник просит, чтобы Господь очистил роженицу от скверны и греха и сподобил ее причащения Святых Христовых Таин. Молитвы над ребенком в основном благословляющие. Пример из чина воцерковления: «И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрстви…».

Вторую часть чинопоследования привожу цитатой из Настольной книги священнослужителя:

«…Священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знáмение пред входом в храм и возглашает:

‟Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.

Новокрещеный вступает в Церковь, а через нее в Новую Жизнь, в Царствие Божие.

Внеся его в храм, священник произносит:

‟Внидет в Дом Твой, поклони΄тся ко храму Святому Твоему”.

Войдя в храм, новокрещеный погружается в духовную стихию непрестанной радости, мира, любви и хваления. Остановившись посреди храма, священник возглашает: ‟Воцерковляется paб Божий (имярек)! Посредé Церкве воспоет Тя”.

Приблизившись к Святая Святых – алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит:

‟Воцерковляется раб Божий (имярек)”.

Здесь, у Престола Всевышнего, и должна исполниться вся его жизнь.

Далее младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Ребенок приносится Богу и поклоняется Ему. (Прикладывать младенца к престолу или жертвеннику, как это делают в отдельных приходах, ни в коем случае не следует.) При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца:

‟Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко ви΄деста очи мои спасение Твое…”

Воцерковление заканчивается обычным отпу́стом, после чего бывает целование Креста. Этот заключительный обряд можно соотнести с ‟крещальной процессией” в древней Церкви, приспособленной к обстоятельствам Крещения младенца, во время которой новокрещеные с возжженными свечами шествовали из баптистерия в храм для участия совместно со всей общиной в Таинстве Евхаристии».

Примечательно, что в требнике написано: перед отпустом воцерковления священник «полагает е (т. е. младенца. – Прим. авт.) при дверех жертвенника (Царскими вратами – Прим. авт.). И тако восприемник поклонився трижды, вземлет е, и исходит».

Интересно об этом написано в вышеупомянутой Настольной книге священнослужителя: «Указание Требника ‟И no сих полагает е (младенца) при двéрех жертвенника…” не следует понимать буквально, так как в греческом оригинале в этом месте стоит слово ‟тифиси”, которое может быть переведено и как ‟поставляет”. Тем более что положить на пол только что крещенного и миропомазанного младенца значило бы унизить эти два великих Таинства. Следует передать его на руки матери, уже стоящей к тому времени у Царских врат».

Еще одна литургическая тонкость. Нужно с Божьей помощью ответить на вопрос: почему чинопоследование воцерковления стоит в требнике перед крещением? На этот вопрос ученые-литургисты отвечают следующим образом.

Вполне возможно, что первая часть обряда, о которой мы упомянули выше, действительно совершалась над матерью и ребенком до Таинства Крещения, а вторая часть – уже после Таинства Крещения. Первоначально первая и вторая часть были независимыми, отдельными друг от друга обрядами, которые позже слились воедино. И теперь в большинстве случаев это соединенное воцерковление совершается после Таинства Крещения.

А мы, дорогие братья и сестры, возрадуемся, что Мать-Церковь так полно и глубоко принимает нас в Свои объятия, соединяя со Христом. Будем стараться относиться к православным Таинствам и обрядам не просто как к дани доброй дедушкиной традиции, но как к этапам и источникам спасительной жизни во Христе.

Ибо они и есть теми каналами, через которые мы получаем благодать Божию, животворящую и воскрешающую нас.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (38) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Иоанн Богослов или Иоанн Зеведеев — один из 12 апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения (Апоалипсис) и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Младший брат апостола Иакова Заведеева. Был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы