Выбрать страницу

Какое отношение к храму можно считать христианским?

Фото: gorlovka-eparhia.comАдекватное отношение современного верующего к храму — каким оно должно быть? Как проявить своё неравнодушие? Насколько важно участвовать в жизни прихода? Спросили у протоиерея Владимира Шутова, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

На мой взгляд, к храму надо относиться трояко: с любовью, благоговением и ответственностью. Эти три составляющие делают человека прихожанином, сосудом благодати Божией, который во время земной жизни становится светом неба и солью земли и тем достигает вечности. Если размышлять об этом с точки зрения сегодняшнего праздника — Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, — то стоит вспомнить тот храм, в который Она вошла. Первый Иерусалимский храм построил царь Соломон. Задолго до этого его отец, царь Давид, обратился к пророку Нафану со словами, что живёт в кедровом дворце, а Ковчег Божий находится в шатре. Осознавая несправедливость такого положения вещей, он изъявил желание построить храм. Однако Господь ответил, что построить Ему дом суждено Соломону.

Почему нам важно вспомнить эти давние события? — потому, что царь Давид сравнивает своё жильё с местом, где хранится Ковчег, и видит несоответствие. Храм Божий должен быть отражением нашей любви и благодарности Богу. Каждый человек должен изо всех сил постараться, чтобы в его храме было светло, чисто, красиво, тепло. Так проявляется чувство ответственности за то, что нам дорого. Святейший Патриарх в своих проповедях и интервью часто говорит, что надо развивать в людях чувство сопричастности к жизни Церкви, и начинать надо с приходов.

Мне как настоятелю храма, который служит уже шестнадцать лет, близка модель организации приходской жизни, которая была у митрополита Антония Сурожского в Лондоне, в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Ему удалось реализовать то, что и мне бы хотелось воплотить на своём приходе. Митрополит Антоний говорил, что есть три категории прихожан. Первые просто молятся на богослужении и больше ни в чём не участвуют. Они имеют на то свои причины — или не хотят, или ещё не пришло время, в любом случае — это их выбор. У меня на приходе тоже такие есть. Вторая категория — те, кто желает участвовать в делах и мероприятиях храма, будь то хозяйственные или административные вопросы, социальная работа и так далее. Третья категория — это актив, который координирует всю работу, отвечает за неё. Для этого нужно регулярно собираться, планировать работу и потом обязательно отчитываться в кругу прихожан. В итоге получается хорошо работающее самоуправление. Такая форма работы очень важна, потому что рождает чувство ответственности и благоговейного отношения к своему приходу. Один в поле не воин, и священник, каким бы он ни был ответственным, умным и образованным энтузиастом, даже при наличии финансов не сможет ничего реализовать без поддержки прихожан. Как писал Маяковский:

Плохо человеку,
когда он один.
Горе одному,
один не воин —
каждый дюжий
ему господин,
и даже слабые,
если двое.

Благоговение, любовь и ответственность по отношению к храму формируются в душе человека постепенно. Начинается всё с ответственности. Если человек попробует подежурить в храме, убрать снег на территории, даже просто уберёт воск с подсвечника — тогда в его сердце постепенно зародится сначала ответственность, а потом и благоговение, которое, развиваясь, приведёт к благоговению перед Богом.

Нужно осознать: мы идём в храм к своему Другу. Причём это Он тебя назвал другом, а не ты Его. Ты считаешь себя Его рабом, а Он говорит, что ты — друг. Он видит каждый твой шаг: как ты стоишь на службе, где твои мысли, вкладываешь ли ты в молитву движение своей души. Ему нужно общение с нами. Бог — не какая-то абстракция, сила, космос, непонятный астрал, но Личность, с которой нам придётся встретиться, хотим мы того или нет.

Когда человек чувствует рядом с собой присутствие Христа, он испытывает благоговение, из которого рождается любовь. Это сыновнее чувство, которое происходит не от страха, ропота или уныния, а от радости пребывания с любимым Господом. В одной из молитв, которые священник читает во время Таинства соборования, есть благодарение Богу за возможность наслаждаться Божественной литургией. То есть для христианина прийти в храм — это наслаждение. В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы мы видим именно это высочайшее проявление любви к храму, её торжество.

Маленькая Дева Мария, совсем ребёнок, впервые входит в храм, и каким торжеством, праздничным настроением, радостью это сопровождается! Это дело не только родителей, но всей общины, которая радуется, что новый человек пришёл и сделал свои первые шаги в доме Божьем. Этот праздник учит нас не только особо почитать Пречистую Божию Матерь и Её великое служение, но и благоговейно относиться к храму. Научиться такому отношению очень важно каждому современному христианину. Без любви и благоговения трудно понять, для чего нужны службы, все эти долгие молитвы, поклоны и стояния. Человек, не имеющий в сердце трепета и любви, всё время будет пересиливать себя, заставлять себя ходить в храм — тем самым лишая свою жизнь величайшего счастья.

Протоиерей Владимир Шутов
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (39) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение... далее

Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 его учеников

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский был главой этих подвижников... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы