Выбрать страницу

Что именно рассказывают евангелисты о рождении Спасителя?

Что именно рассказывают евангелисты о рождении Спасителя?

Рождество Христово: праздник сбывшихся надежд

Праздник Рождества Христова можно назвать историей сбывшихся надежд. Этого светлого и радостного события ожидал не только народ избранный  – Израиль, но все человечество, которое со времен прародителей Адама и Евы, подчас неясно, подспудно, но все-таки помнило Божие обетование о приходе в мир Спасителя. Этот обет Господь Бог дал в словах, обращенных к змею, который соблазнил первых людей нарушить единственную  данную им тогда  заповедь – не вкушать плода с древа познания добра и зла. Именно в словах Бога к змею: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15) – христианская Церковь видит прикровенное указание на приход в мир Спасителя, Который разрушит власть греха и смерти.

В преддверии чуда

О событиях, предшествовавших празднику, и о самом Рождестве Христовом нам сообщают двое из четырех евангелистов – Матфей и Лука, которые в целом дополняют друг друга.

Итак, история рождения Спасителя началась тогда, когда Пречистой Деве Марии, наиболее праведной из всех жен народа избранного, явился Божий вестник – архангел Гавриил. Он передал Марии послание Божие, которое в Евангелии от Луки звучит так: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 28–33).

Смущенная таким видением и известием (так как Мария все еще оставалась девою), Она спросила посланника Божиего, каким образом это произойдет. В ответ архангел Гавриил сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35).

Дева Мария, воспитанная в послушании и покорности воли Божией, ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Благовещение. Фра Филиппо Липпи, 1455 гБлаговещение. Фра Филиппо Липпи, 1455 г

Послание, с которым явился архангел Гавриил,  было не приказом, но  радостной вестью. Если бы Дева Мария не пожелала принять такую честь, Бог не стал бы Ее заставлять – ведь для того, чтобы Спаситель родился, необходимо было и добровольное согласие избранной Богом девы. Как повествует Евангелие от Луки, только когда Мария дала согласие, ангел отошел от Нее.

Укажем на еще один важный момент – как только Мария дала согласие стать Матерью, Она сразу же и зачала от Духа Святого. Момент Ее согласия – это момент Боговоплощения, начало нашего спасения.

Мария была обручена с мужчиной по имени Иосиф. По преданию, праведный Иосиф был уже в преклонных летах и, вероятно, ранее состоял в браке, так как в дальнейшем будут упоминаться его дети. Та форма обручения, о которой говорит Евангелие, отличается от  принятой в сегодняшнем мире.  Оно предполагало не обязательное будущее замужество, а то, что Иосиф будет просто заботиться о Марии, оберегать Ее, хранить Ее девство.

Когда Иосиф Обручник узнал, что Мария беременна, он, естественно, смутился и  даже хотел отпустить Ее, чтобы не подвергать опасности и насмешкам со стороны людей. В древнем Израиле отношение к хранению обетов, данных Богу, к хранению девства и чистоты было очень суровым. Наказанием за нарушение могла быть даже смертная казнь через побиение  камнями.

Однако когда Иосиф заснул, ему явился ангел Божий, сказавший: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). Проснувшись, Иосиф сделал, как повелел ему ангел – оставил Марию у себя в доме.

Родившийся вдали от мира

Через некоторое время, когда Мария уже должна была скоро родить, римский император Август повелел провести перепись во всех своих землях, в том числе и в Иудее, которая была частью его владений. По закону каждый должен был идти на перепись в тот город, откуда он происходил. Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, так как были роддом оттуда, хотя и жили в Назарете.

Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель Старший, 1566 г.Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель Старший, 1566 г.

В Вифлееме они не нашли дома, где бы могли устроиться на ночлег, потому что в город пришло  много других людей и все дома были переполнены. Тогда праведный Иосиф и Мария отправились за пределы города, где нашли пещеру (вертеп), в которую местные пастухи загоняли на ночь скот.

И вот здесь, вдали от всех центров древнего мира, от войн, конфликтов и страстей, в  пещере для скота, родился Спаситель всего человечества, воплотившийся Бог, Господь Иисус Христос.

Как сообщает Предание Церкви, во время родов Мария не испытывала обычных для женщин страданий и боли. Это стало еще одним свидетельством того, что Родившийся не является простым человеком – родился Сам Бог.

После родов Матерь Божия сама спеленала Богомладенца и положила Его в ясли – специальную кормушку для скота. Также Предание Церкви говорит нам о том, что в момент рождения Спасителя в пещере находились вол и осел, которые после согревали Младенца своим дыханием.

В тот момент, когда родился Христос, ангел Божий явился с радостной вестью местным пастухам. При виде посланника Божия те испугались, однако он сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). После этого пастухам явился целый сонм ангелов, славящих рождение Спасителя песней: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).

Пораженные увиденным, пастухи отправились к Вифлеему для того, чтобы самим убедиться в истинности сказанного ангелом. Там, в пещере, они и нашли родившегося Спасителя, Марию и Иосифа. Другими свидетелями рождения Мессии стали чужеземные волхвы (мудрецы), которые явились к Спасителю из далекой страны, ведомые светом звезды.

Спасение ради Спасения

Как сообщает евангелист Матфей, волхвы шли за Вифлеемской звездой, которая указывала им место, где родился Спаситель. Придя в землю Израиля, они сначала отправились в Иерусалим, чтобы там узнать о событии. Однако на вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2) – им никто не ответил. Более того, правивший в том момент в Иудее царь Ирод забеспокоился, так как не желал ни с кем делить свою власть и боялся возможных народных волнений.

В то же время, как всякий человек своего народа, он знал ветхозаветные обетования о рождении Мессии, Который спасет народ избранный. Поэтому, выслушав волхвов, он собрал книжников и всех первосвященников (вероятно, правившего в тот момент и бывших), и спросил: «Где должно родиться Христу?» (Мф. 2, 4). Узнав от них, что Мессия должен родиться в Вифлееме, Ирод призвал волхвов и повелел им идти в Вифлеем, чтобы узнать все подробнее – мол, если обетование действительно сбылось, он сам хотел бы поклониться Христу. Так царь сказал волхвам, но в реальности главным для него было узнать место рождения Богомладенца, чтобы затем умертвить возможного претендента на престол. К сожалению, зная Писание лишь отчасти, Ирод совершенно не понимал его внутреннего, истинного содержания. Ведь Христос пришел в мир не для того, чтобы занять какой-либо трон, но для того, чтобы искупить грехи мира и спасти все человечество.

Благовещение пастухам. Говерт Флинк, 1639 г.Благовещение пастухам. Говерт Флинк, 1639 г.

Волхвы отправились в Вифлеем, следуя за звездой, а Ирод остался ждать их возвращения в Иерусалиме. Когда они пришли в город, то застали Иосифа, Марию и Младенца Христа уже в некоем «доме» – то есть святое семейство уже покинуло пещеру и нашло место для жилья. Волхвы поднесли Богомладенцу три дара – золото, ладан и смирну. Христианская Церковь предлагает нам свое понимание смысла этих даров. Помимо того, что все эти вещи очень ценились в древнем мире, они имеют и свое прикровенное значение: золото было принесено Христу как Царю всего мира, ладан (его использовали при богослужениях) – как главному Первосвященнику, а смирна (использовалась в погребальных обрядах) – как дар Тому, Кто примет смерть за грехи всех людей.

Поклонение волхвов. Питер Пауль Рубенс, ок. 1620 г.Поклонение волхвов. Питер Пауль Рубенс, ок. 1620 г.

Когда волхвы собрались в обратную дорогу, им было дано во сне повеление от Бога: не идти в Иерусалим, а сразу возвращаться в свои земли. В то же время ангел Божий явился и Иосифу, которому сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). Все это было связано с тем, что царь Ирод уже искал святое семейство, чтобы погубить Младенца Христа. Злясь на то, что его обманули волхвы, и тщетно пытаясь найти Богомладенца, царь приказал уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и младше, чтобы наверняка не пропустить нужного. За этот грех Господь Бог наказал Ирода ужасной смертью – от язв и многочисленных телесных болезней. Святое семейство же отправилось в Египет, где и скрывалось до тех пор, пока ангел Божий не повелел им вернуться назад. Это произошло уже после смерти царя Ирода.

Бегство в Египет. Альбрехт Дюрер, 1494–1497 г.Бегство в Египет. Альбрехт Дюрер, 1494–1497 г.

Из Египта Иосиф, Мария и Богомладенец вернулись в Назарет, откуда впоследствии Господь Иисус Христос и вышел на проповедь Своей благой вести о спасении человека и мира.

Сергей Милов
Журнал Фома

На заставке: фрагмент картины “Рождество”, Геррит ван Хонтхорст

Просмотрено (46) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение... далее

Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 его учеников

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский был главой этих подвижников... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы