Выбрать страницу

Настоящее христианство в подвиге священномученика Игнатия Богоносца

Настоящее христианство в подвиге священномученика Игнатия Богоносца

Христианские календари наполнены бесчисленным множеством имен мучеников, и нас восхищает их подвиг, так как стоит за пределами человеческих возможностей.

Особую же ценность он приобрел бы, если б мы смогли увидеть, о чем думают мученики перед казнью. И такая возможность у нас есть, ведь 11 февраля Православная Церковь празднует перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, который оставил нам целых семь посланий, написанных им незадолго до своей казни.

Для начала уделим несколько слов его жизни. Св. Игнатий Богоносец – уроженец Сирии и, согласно Преданию, именно тот отрок, которого Спаситель взял на руки, когда произнес знаменитые слова: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Он был свидетелем апостольской эпохи истории христианства и очевидцем формирования первых общин. Св. Игнатий является также учеником апостола Иоанна Богослова и спутником апостола Петра в некоторых его путешествиях. После кончины в 67 году Евода – одного из учеников Христа из семидесяти – вдовствующей становится Антиохийская кафедра, на которую и был избран Игнатий Богоносец.

Свое епископское служение он нес на протяжении практически 40 лет. В 107 году в результате открытого исповедания Христа непосредственно перед лицом императора Траяна, в тот момент остановившегося в Антиохии во время похода против армян, св. Игнатий был приговорен к казни через растерзание зверями на арене римского Колизея. Во время конвоирования на собственную смерть он как раз и написал свои знаменитые семь посланий. В этих письмах мы можем встретить и богословие, и аскетику, и житейскую мудрость, и, что очень важно, невероятное мужество перед лицом страшных испытаний, которое может стать прекрасным утешением и одновременно мотиватором в стойком перенесении наших скорбей, искушений и проблем.

Начнем с малого, а именно с элементарного, но столь сложного для большинства из нас умения держать язык за зубами во время конфликтов и просто слушать. Хотелось бы вспомнить достаточно известные слова Рене Декарта: «Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы смогли договориться о значении слов». А ведь действительно, если мы трезво попробуем оценить наши прошедшие разногласия с близкими и друзьями, то окажется, что добрая доля из них «выеденного яйца не стоит». Но если отвлечься от чисто утилитарных размышлений, то мы увидим, что каждое «кривое» слово становится инструментом отлучения от Бога, которое мы производим своими же «руками». Всю серьезность этого положения можно увидеть в словах сщмч. Игнатия Богоносца. Он особо хвалит взаимопонимание эфесской общины, и только за это себя ставит ниже их: «Ибо, когда между вами не возникло никакой распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете, как угодно Богу. Я отребье ваше, и должен очиститься вашею, ефесяне, знаменитою в веках Церковью».

Тему подлинной христианской общины св. Игнатий продолжает в послании к сщмч. Поликарпу Смирнскому: «Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги». Из этих слов можно много чего вынести неприятного для нас. В приходской жизни мы, как правило, общаемся лишь с небольшим кругом близких нам по интересам людей. Мы приходим в храм по воскресным и праздничным дням, участвуем в Таинствах и этим ограничиваемся. А как же община, как же христианская семья? Получается, что на деле никакой семьи нет. Нет заботы о старых и больных членах общины, многодетных и нуждающихся в материальной поддержке. Но ведь св. Игнатий нам четко заповедует вместе идти путь, вместе подвизаться и вместе терпеть. Да, во многом здесь вина и нас, священников, однако же семья – это не только папа или не только дедушка. У нас сердце должно болеть за каждого члена прихода, в том числе и за тех, кто только перешагнул порог храма. Если мы не будем одним целым, то нас легко будет разорить, тогда и собственные скорби и испытания станет тяжелее нести.

И вот на примере мужества сщмч. Игнатия Богоносца хотелось бы сказать несколько слов о терпении тягот, наилучшим образом выраженном в послании к римлянам. Свое обращение он начинает с того, что говорит о страхе перед их любовью, а точнее, опасается за свою мученическую участь, которой он может лишиться из-за заступничества римских христиан. Членам их общины, пишет св. Игнатий, в силу святости жизни легко достигнуть Бога, тогда как для него предстоящая страшная смерть – единственное средство для стяжания Царства Небесного: «Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов… Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтоб в Нем мне воссиять».

Как живому человеку, св. Игнатию, безусловно, где-то и страшно, потому он просит римскую общину молиться о даровании ему внешней и внутренней силы, дабы быть христианином не только на словах, но и на деле. Лишь предстоящая мученическая смерть даст Богоносцу возможность называть себя подлинным учеником Христовым. И как же мелко на этом фоне выглядит наша стыдливость перекреститься в автобусе, проезжая мимо храма, или за столом в каком-нибудь кафе! Для тех, у кого подобные ситуации еще возникают, хотелось бы сказать: подавляющему большинству людей вообще все равно, а если не все равно, то запомните слова св. Игнатия: «Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир».

Дальнейшие слова сщмч. Игнатия Богоносца настолько восхитительны и величественны, что не хочется их комментировать, возникает желание только стоять в сторонке и помалкивать, дивясь подвигу этого настоящего христианина: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть».

Приготовления к принятию мученической кончины св. Игнатий начал еще во время своего путешествия в Рим. Оказывая всяческие благодеяния солдатам, его стерегущим, он постоянно терпел от них насмешки и поношения, и вот фактически уже всматриваясь в глаза смерти и грядущей вечности, святой пишет: «Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, – только бы достигнуть мне Христа… Его ищу, за нас умершего. Его желаю, за нас воскресшего… Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего».

В свое время эти слова произвели на меня сильнейшее впечатление, и теперь всякий раз, когда кажется, что у меня в жизни есть проблемы, искушения или просто накопилась усталость, я стараюсь их вспоминать. Бывает так, что мы не в состоянии изменить обстоятельства, оказываемся на «подводной лодке» и определенный путь нам все равно нужно пройти, независимо от наших желаний или предпочтений. И вот здесь очень важно понять, что качество этого самого «прохождения» зависит уже целиком от нас самих. Сщмч. Игнатий Богоносец был приговорен к страшной казне, вопрос его мученической смерти в какой-то момент стал вопросом ближайшей реальности, но он при этом сумел перебороть всякие смятения, страхи и стать подлинным «рыцарем духа». Он не ушел в себя, не изолировался в ожидании кончины, а продолжал наставлять окружавших его христиан, как личным примером, так и советом. Он неизбежность превратил в свободу, муку во благо, а смерть в жизнь: «Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество… Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа… И пития Божия желаю, – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная».

Пусть жизненный подвиг, мужество и наставления сщмч. Игнатия Богоносца станут для нас и укреплением, и вдохновением, и сильным мотивом к действию на пути возрастания во Христе Иисусе, Господе нашем.

Протоиерей Владимир Долгих
Православная Жизнь

Просмотрено (13) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

10 мая - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы