Выбрать страницу

Есть ли у человека судьба?

Есть ли у человека судьба?

Можно ли православному человеку верить в судьбу? Как она соотносится с промыслом Божьим? Что определяет жизнь человека? Над темой размышлял протоиерей Сергий Капитоненко.

Однажды во время гонений на первых христиан один из палачей спросил святого мученика Трифона Апамейского: «Предстоящий пусть скажет нам свое имя, отечество и фортуну (судьбу)». Святой же отвечал: «Имя мое — Трифон, отечество мое — селение Кампсада, близ города Апамеи, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что всё совершается по Божию Промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течения звезды, ни от случая, как веруете вы» (Страдание святого мученика Трифона. Жития Святых в изложении Димитрия Ростовского).

Итак, ещё мученик Трифон в III веке дал ясно понять своим мучителям, в чём именно состоит отличие новой христианской веры от старой языческой.

«Неотвратимый рок», «слепая судьба», «стечение обстоятельств» — мы часто слышим эти выражения в своей повседневной жизни. Но почему же ещё первые христиане чётко понимали несовместимость данных явлений с истинной верой? Почему эти выражения мы не встречаем в творениях святых отцов или у христианских православных писателей?

Мне кажется, что ответ, данный мучеником Трифоном, это объясняет.

Вера в «судьбу» и вера в Божий промысл несовместимы, ибо они входит в резкое противоречие друг с другом. Первая предполагает предопределённость грядущих событий и, как следствие, неизбежность, невозможность их изменить. Вера в Бога утверждает полную свободу творчества человека, в том числе — и в творении своего будущего.

Ещё древние христиане отчётливо понимали, что будущее не зависит ни от положения звёзд на небе, ни от свежего гороскопа, ни от популярного столичного астролога.

Да, действительно, мы не можем выбрать, где и когда родиться, но у нас есть свободный выбор между добром и злом. Перед каждым человеком лежат две дороги, и ему предстоит не только выбирать, по какой именно пойти в своей жизни, но и пожинать плоды своего выбора. Это отличает нас от согласия с так называемой «судьбой», которую, в отличие от многих наших современников, первые христиане воспринимали как языческое мракобесие, ибо уже познали истину, открытую в Евангелии: Воскресением Христовым весь человеческий род был освобождён от власти греха и смерти.

А если это так, то не может быть никакого «предопределения будущего», никакой «фортуны», никакого «плена судьбы». С тех пор сам человек определяет свою грядущую участь. Понимание этого вдохновляло на подвиги первых христиан.

Мы тоже должны осознать реальный смысл понятия «несение своего креста» и его отличие от так называемой «судьбы». Да, действительно, каждый христианин несёт в жизни свой крест, свои жизненные испытания, которые посылаются Богом для нашей пользы и спасения. И нужно понимать, что благой промысл Божий — это совсем не «слепая судьба», а забота любящего отца о своих детях. Именно поэтому единственное предопределение для христианина может звучать только как слова апостола Павла: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:7).

Протоиерей Сергий Капитоненко
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (98) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Иоанн Богослов или Иоанн Зеведеев — один из 12 апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения (Апоалипсис) и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Младший брат апостола Иакова Заведеева. Был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы