Выбрать страницу

Как можно развенчаться?

Как можно развенчаться?

Никак, по той простой причине, что в Православной Церкви нет и никогда не было понятия «развенчания». Это скорее народный разговорный термин, обозначающий церковное благословение на второй брак. Далее, для тех, кто только первый или уже второй раз планирует семью, я предлагаю порассуждать на эту тему немного глубже.

Венчание – это неизгладимое Таинство, и не существует никакого чина, его аннулирующего. Есть лишь практика, когда один из супругов, уже по факту распавшегося брака, обращается к епархиальному епископу за благословением на венчание во второй раз, при этом обязательно указывает объективную причину развода. Бюрократическая сторона вопроса, как правило, решается в епархиальном управлении, но архиерей, если сочтет необходимым, может пригласить и на личную беседу. Стоит сказать, что причина развода на подобие «не сошлись характером» не рассматривается как объективная. К сожалению, молодожены далеко не всегда понимают глубину и смысл Таинства Венчания, относятся к нему как к красивому обряду, некоему религиозному атавизму или атрибуту культуры. От этого и возникает иллюзия, что «развенчаться» можно так же легко, как и обвенчаться. Я скажу больше: в формальном плане «развенчаться» действительно проще, не нужно «отстаивать» богослужение, «терпеть» не всегда понятный церковнославянский язык и нравоучения священника, но при этом нужно помнить, что в любом случае расторжение христианского брака – это всегда следствие греховных действий супругов.

Кто-то, возможно, подобными выводами возмутится, ведь могут же быть случаи, когда один из супругов на 100% прав, а другой на такие же 100% – не прав? Думаю, что могут, но только довольно редко. Пояснить свою позицию я постараюсь примерами. Мы знаем слова Христа: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Исходя из этого, можно сделать вывод, что допустивший измену супруг не прав на «все сто» и нечего с ним разговаривать. Ни в коем случае не оправдывая грех, напомню о ситуациях, которые мне не раз доводилось наблюдать. Вот перед нами молодая и красивая пара. Какой-то период они завоевывали сердца друг друга, старались понравиться, наконец влюбились и решили создать семью. В один из дней их совместной жизни жена приходит в Церковь и кардинально меняется. Перестает красиво одеваться, пользоваться косметикой, перестает интересоваться чем-либо, кроме церковных тем. Выходные проводит не как обычно, в кругу семьи, а неся послушание в храме. Без всяких пояснений, а просто на основании «так надо» заставляет детей отстаивать службы, чем, вполне ожидаемо, вызывает у них неприятие церковной жизни, но они пока что еще слушают ее. При этом постоянно пилит мужа за то, что тот не ходит в храм, и допускает его в постель лишь пару раз в год, да и то нехотя. Предположим, для мужа ценны семья и дети, он как может еще старается любить изменившуюся до неузнаваемости супругу, но не выдерживает, ему «срывает крышу» – и он находит утешение в объятиях другой женщины. Мужчина, может, будет жалеть об этом всю оставшуюся жизнь, но исправить ситуацию становится все сложнее.

Посмотрев извне, мы увидим «благочестивую» христианку и грешника-прелюбодея, но что мы имеем на самом деле? На самом деле, и это я говорю из личного опыта, жена здесь выступает большей эгоисткой, чем муж. Грех всегда остается грехом, но в свершившемся прелюбодеянии виновны оба. В «церковности» жены не было любви, а только запреты и укоры, более того, такими действиями она оттолкнула мужа от Церкви, если не навсегда, то точно надолго, ведь в происшедших в ней изменениях он точно будет винить Церковь, так как винить ему по большому счету больше некого.

Вариации поведения супругов могут быть различными, но этот пример я привел для того, чтобы мы всегда помнили: главным «веществом», скрепляющим христианский брак, является любовь, а когда встает вопрос развода, то не стоит торопиться, возможно, ситуацию еще можно спасти. В счастливом союзе мужчины и женщины любовь – это не всегда удовольствие и наслаждение, чаще – это постоянный труд, но в этом труде и заключается само счастье. Тот, кто живет только ради себя, не может быть по-настоящему счастливым. В браке человек спасается жертвенностью ради любимого. Приведенный мной пример показывает, что жена религиозную экзальтацию восприняла как подлинную христианскую жизнь и жила ради себя, нанеся большой урон как своей душе, так и душам своих близких. Как видим, в браке радости и горести всегда общие и затрагивают всех членов семьи. Именно поэтому утрата любви одного ведет к утрате любви и у других, живя под одной крышей, люди отдаляются друг от друга. Жертвенная же любовь со временем только «взрослеет», так что к «золотой свадьбе» супруги любят друг друга сильнее, чем в молодости.

Бывает и так, что из-за чреды совершенных и никак не исправленных ошибок от прежних отношений остается лишь одно «пепелище», а развод представляется единственным средством решения сложившейся проблемы. В таком случае Церковь допускает возможность вступления христиан во второй брак. Но при этом важно помнить, что данная мера – средство снисхождения, а не норма. «Разводиться дело противное как природе, так и божественному закону, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». Эти слова, с одной стороны, свидетельствуют, как было сказано, о том, что не существует аннуляции Таинства Венчания, с другой – в случае повторного вступления в брак – напоминают о его святости и недопустимости развода. Третий брак в христианстве разрешается крайне редко и лишь в исключительных случаях, поэтому не стоит надеяться на него и рассматривать как запасной вариант в случае неудачи со вторым.

Греховный, негативный опыт – это тоже опыт, из которого можно сделать положительные выводы и не допустить ошибок, совершенных ранее. Все чинопоследование венчания – содержание молитв, песнопений и читаемых отрывков из Священного Писания – указывает нам, что прообразом союза мужа и жены является союз Христа и Церкви, а, как мы понимаем, Христос и Церковь – неразделимы.

Мы сегодня живем в эпоху постмодерна, когда все традиционные ценности не просто нивелируется, а отрицаются. Человеку предлагается свобода как вседозволенность, но лишенная при этом всяких смыслов и целей. Однако воспитание личности, душевный и духовный рост невозможны без ограничений, и брак – это как раз то ограничение, которое мы добровольно берем на себя ради того, чтоб научиться жертвенности, любви и смирению, ради того, чтоб совместными усилиями достичь блаженной вечности. Это не тягостная повинность, но подлинное счастье. Напоследок стоит вспомнить прекрасные слова свт. Григория Богослова: «Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности».

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (365) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

18 мая - Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудотворная икона Богородицы, дарованный Богом в 1878 году. Славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 мая — Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» далее »

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы