Выбрать страницу

Иоанн Предтеча – человек, которого словно нет

Иоанн Предтеча – человек, которого словно нет

9 марта Православная Церковь празднует первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. У нас не так много святых, дни памяти которых так часто встречаются в календаре.

Удивительно, но образ Иоанна Крестителя, при всей его известности, практически не используется в народе в «лечебно-бытовых» целях. Т.е. есть масса всяких градаций святых, которым якобы следует молиться в тех или иных случаях жизни или при тех или иных болезнях, но вот, чтоб подобным образом «эксплуатировали» Иоанна Предтечу, я не сталкивался. Наверное, величие и трагичность его судьбы и его личности, даже при суеверном отношении к вере, все-таки как-то «осаживает» наши стремления в поиске чуда и заставляет задуматься (хотя и не всех) о вещах важных и глубоких.

Обозначенная дата церковного календаря – это повод снова поговорить о Крестителе Господнем, но, для начала, напомним, что именно мы празднуем в этот день.

Согласно Преданию, после казни Предтечи, его тело было погребено в самарийском городе Севастии, а глава тайно взята благочестивой супругой царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3) Иоанной и захоронена в сосуде на Елеонской горе. Через несколько лет некий вельможа и христианин Иннокентий на том месте решил построить храм и когда рабочие начали копать яму под фундамент, то нашли главу Иоанна Крестителя. Сегодня описанные события почитаются как первое обретение его честной главы.

После кончины Иннокентия построенный им храм пришел в упадок, разрушился, а святыня была утрачена. В IV веке, уже в царствование императора Константина Великого, некоторым инокам, пришедшим в качестве паломников в Иерусалим, лично явился Предтеча и указал место погребения своей главы. В итоге эти иноки оказались людьми весьма нерадивыми, им, видимо, было лень сильно утруждаться, а потому по дороге домой они нашли какого-то горшечника, которому перепоручили несение своих мешков, в том числе и того, в котором лежала глава Крестителя. Иоанн является этому горшечнику и повелевает сбежать вместе со святыней, что тот и делает.

Впоследствии глава хранилась в роду благочестивых христиан, пока не появился один отщепенец – арианский священник Евстафий. Святыню он использовал в качестве артефакта для распространения ереси. Когда его афера была раскрыта, то он спрятал главу в пещере близ города Емессы, где постепенно вырос монастырь. В 452 году игумену этой обители Маркеллу явился пророк Иоанн и указал на погребенную рядом с монастырем святыню. Так произошло второе обретение.

Богу еще нужно помочь или даже позволить себя спасти. Он никого не насилует, а потому и для осуществления Своего Промысла, Своей заботы о мире, Господу иногда нужна человеческая помощь.

Давайте посмотрим на действующие лица в последней истории: иноки, горшечник, игумен Маркелл. Как мы понимаем, первые оказались людьми нерадивыми и не захотели исполнять волю Иоанна Крестителя, вторые два человека – наоборот, сделали все, что им было велено. Это, если так можно назвать, две модели взаимоотношений человека и Бога.

С одной стороны, мы привыкли постоянно обращаться за помощью к Богу. Для нас это дело привычное. Просить, подобно нерадивым инокам, ездить в паломничества, а от того все время что-то получать – будь то духовные или даже материальные дары, мы умеем хорошо. А вот с ответными действиями у нас, в большинстве случаев, проблемы.

С другой стороны, бывает и так, что не только мы ищем помощи Бога, но и Он ищет нашей помощи. Эта мысль никак не ограничивает Его свободу и власть, более того, можно даже сказать, что это Он Сам ограничивает собственное всемогущество, дабы не нарушать нашего произволения. Действительно, Богу еще нужно помочь или даже позволить себя спасти. Он никого не насилует, а потому и для осуществления Своего Промысла, Своей заботы о мире, в рамках сотворенного Им мироустройства, со всеми его законами, Господу иногда нужна человеческая помощь.

Кто-то возможно несознательно, но искренне становится орудием в руках Божьих, а кто-то бывает призван и к более личному служению. Довольно ярким примером здесь является служение другого пророка Божьего – Исайи. Давайте вспомним вот такие слова из его книги: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6, 8). Бог ищет человека для исполнения Своего Промысла и Исайя отвечает на этот призыв.

Возвращаясь к образу Иоанна Крестителя, нужно сказать, что он, пожалуй, единственный из людей, чья жизнь стала целиком и полностью Божьим знамением. Не то, чтобы остальные пророки, апостолы или святые в этом плане хуже, просто в судьбе Предтечи это выразилось особым образом. Не зря ведь и Христос говорил, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

Он был человеком, человеком из плоти и крови, человеком со всеми своими мыслями, переживаниями и страданиями, но он сумел так служить Господу, что получается его как человека, как бы и нет.

Вспомним, с чего начиналось служение Предтечи: он явился гласом вопиющего в пустыне (Ин. 1, 23) и постепенно его голос полностью заменяется голосом Бога. Он был человеком, человеком из плоти и крови, человеком со всеми своими мыслями, переживаниями и страданиями, но он сумел так служить Господу, что получается его как человека, как бы и нет.

«Он и его призвание – одно и то же, – говорит митрополит Антоний Сурожский, – он – голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты – потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной».

Спаситель называет Крестителя также «другом жениха» (Ин. 3, 29). Для друга жениха, счастье новобрачных важнее не только собственного счастья, но вообще каких-либо дел. Радость жениха – это и радость его друга. Удивительные слова на этот счет находим у прот. Сергия Булгакова: «Отдать свою жизнь Другому, посвятить себя до конца Грядущему, не иметь Своего я в добровольном, жертвенном самоупразднении – это есть подвиг смиренномудрствующей любви, исполняющий всякую меру человеческого смирения. И это самоотвержение относится не к отдельному деянию, или моменту, но ко всей жизни, ко всему внутреннему пути и самоопределению. Быть Предтечей надлежит не только извне, но и изнутри, непрестанным и никогда и ни в чем не прерывающимся подвигом самоотвержения».

Образ Иоанна Крестителя – это торжество смирения, это не только подвиг, не только крест, но и сладость, и слава смирения. Проявилось оно до такой степени (только подумайте над этим!), что Предтеча не творил никаких чудес, кроме самого главного чуда – свидетельства о пришедшем в мир Мессии.

*   *   *

Выводы относительно наших собственных жизней попробуйте сделать сами. А мы закончим словами владыки Антония: «Будем часто-часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы».

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

На заставке: «Явление Христа народу». Картина А. А. Иванова. Фрагмент

Просмотрено (170) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

Скоро праздник

8 мая - Апостола и евангелиста Марка

Апостол Марк - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Был учеником апостола Петра. Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Написал вторую книгу Нового Завета и самое короткое из четырёх Евангелий... далее

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы