Выбрать страницу

О свободе после грехопадения

О свободе после грехопадения

Православие, католицизм и протестантизм по-разному оценивают влияние адамова греха на человеческую свободу. Разберем этот вопрос, ведь из ответа на него станет понятно, каким путем человек может вернуться к райскому богообщению.

Протестанты считают, что грех Адама раз и навсегда убил свободу человека, полностью лишил его способности делать добро. После изгнания из рая люди абсолютно неспособны ни к чему доброму. Единственное, что они могут сделать для своего спасения, — это поверить во Христа и принять Его как Спасителя. Таким людям прощаются все грехи: и уже сделанные, и те, которые они совершат в дальнейшем. При этом сам человек не меняется, он не должен прилагать усилия стать лучше. Любой грех после Крещения ему просто не вменяется в грех, ибо, по мнению протестантов, Жертва Христова способна смыть любое человеческое зло.

Протестанты стараются, насколько могут, вести добродетельный образ жизни. При этом каждый из них считает себя святым. «Я свят не своей, а Христовой святостью, но я святой, — всегда скажет любой из них. — Христос считает меня святым, несмотря на то, что в жизни я согрешаю». Как видим, протестантизм сводит все к юридическим отношениям между человеком и Богом. У каждой стороны есть обязательства перед другой: один хранит веру, другой — Бог, прощает ему грехи за то, что тот в Него верит.

Православное учение признает, что каждый совершенный христианином грех нуждается в осознании, покаянии и преодолении его последствий. Ведь они вредны для самого согрешившего, потому что любой грех — это разрыв нитей отношений человека с Богом. Для восстановления поврежденного грехом богообщения человеку нужно, чтобы Господь не только простил ему грех, но и помог избавиться от греховной зависимости.

Католицизм в отличие от православия утверждает, что в результате грехопадения не человек из-за своего поступка отпал от Бога, а напротив — Господь в гневе удалил человека, покинул его. При этом Бог отнял у него дар «сверхъестественной праведности», «сдерживавший» те противоречия между душой и телом, которые согласно католическому вероучению изначально присутствовали в природе человека. После грехопадения Адам остался с теми естественными способностями, с которыми он был создан, но вне Бога. Следовательно, человек свободен по-прежнему. Так что католики считают, что согрешивший после Крещения человек должен искупить свой грех раскаянием и добрыми делами.

Но если с точки зрения православия добродетели направлены на очищение души кающегося, и они только средства приближения человека к Богу, то с точки зрения католицизма добродетель механически компенсирует (покрывает) грех. Как по приговору суда правонарушитель должен отработать на общественно-исправительных работах определенное время, так и согласно католическому учению человек, совершивший грех, должен соразмерно согрешению упражняться в добродетелях, которые изменяют отношение Бога к нему. Таким образом, и в католичестве мы находим юридический подход.

Католики ведут подсчет, чего у человека больше — грехов или добродетелей. Отсюда у них возникли такие надуманные представления, как учение о «сверхдолжных» заслугах святых и понятие о чистилище. В него, по их воззрениям, попадают люди, которые при жизни раскаялись в согрешении, но не принесли за него подобающего удовлетворения Божественной справедливости. Они не заслужили ни ада, потому что раскаялись, ни рая, потому что не искупили свою вину перед Богом. Такие люди до времени претерпевают мучения в чистилище.

Итак, протестанты считают, что даже после Крещения человек абсолютно не способен к добру и Господь прощает его по вере, независимо от совершенных им дел. Католицизм говорит, что человек может совершать добродетельные поступки, чтобы заслужить прощение, и даже превысить меру своих грехов и приобрести таким образом «сверхдолжные» заслуги перед Богом. Православие в этом вопросе держится золотой середины. Оно признает, что грех серьезно повредил способность человека к добру, но не уничтожил ее окончательно. И в падшем состоянии человек способен творить не только зло, но и добрые поступки, которые являются средством достижения праведности. И ценность добрых дел определяется не их количеством, а внутренним состоянием человека при их совершении.

В поведении человека добро неизбежно смешано со злом, но при намерении человека выполнить волю Божию, при его стремлении к добру ему помогает Сам Господь. Как пишет блаженный Диадох Фотикийский, насколько простирается произволение человека, настолько оно укрепляется благодатью Божией. Слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), — означают, что поскольку сам человек находится в падшем состоянии, то, желая сотворить добро, он должен обращаться за помощью к Богу. Такого человека Господь не оставит без Своего содействия. Только непрестанно прилагая усилия, и при содействии Божественной благодати человек может совершенно измениться и стать наследником Царства Божия.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (148) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

День Победы

9 мая - День Победы (День Воинской Славы России)

79 годовщина Великой Победы!
8 мая 1945 года ночью фашистская Германия подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. На территории СССР уже было 9 мая. Великая Отечественная война закончилась. В этой войне погибали вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. И нет, наверное, ни одной семьи в России, в которой не потеряли родных и близких во время войны. Традиционно проводятся в этот день праздничные парады, возлагаются венки, а также совершаются заупокойные службы. Каждая страна празднует этот памятный день по-своему. Но скорбное молчание во время панихиды объединяет людей по всему миру больше, чем пламенные речи. Почтим же память погибших на поле битвы, в местах оккупации, в застенках политических и концентрационных лагерей минутой молчания. Не дай, Господи, чтобы подобное повторилось… далее Вечная память павшим в годы войны

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным, и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

10 мая - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы