Выбрать страницу

Почему в пасхальном богослужении священник использует трисвечник?

Почему в пасхальном богослужении священник использует трисвечник?

Здесь есть отсылка к архиерейскому богослужению. Принадлежностью богослужения епископа являются определенного вида подсвечники с плетеными свечами. Соответственно, дикирий (с греческого «двусвечник») и трикирий (с греческого «трисвечник»). Фактически здесь снова есть отсылка к наложению на себя крестного знамения. Два сложенных пальца символизируют диафизическую (с греческого «двойственную») природу Господа нашего Иисуса Христа. Он одновременно истинный Бог и истинный Человек. Т. е. в этом состоит Искупительный Подвиг Спасителя. Бог воплотился в человека, чтобы человек стал богом. Бог сошел с неба на землю, чтобы человека возвести на Небо. Посредством Богочеловечества Иисуса Христа происходит усыновление Господом каждого человека в потенциале. Отсюда и молитва «Отче наш».

Соответственно, три сложенных пальца в крестном знамении – это символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому крестное знамение – фигуральный пластичный Символ веры. Точно так же, как дикирий – символ двойственной природы Христа и трикирий – символ Святой Троицы. Свет от этих вышеупомянутых свечей, соответственно, символизирует свет Божий, просвещающий мир, дарующий жизнь и побеждающий тьму. Архиерей в богослужебном отношении в епархии символизирует собой Христа. Он, священство и верующие конкретной епархии – это уже полнота Церкви. Без епископа Церковь невозможна. С нее она начинается. Поэтому на епископе, в том числе и в литургическом, богослужебном смысле, почивает полнота благодати Божией. И символом этой полноты благодати Всевышнего является благословение архиереем во время богослужения дикирием и трикирием народа Божия в храме. Это словно бы благословение Самого Бога.

Иерей имеет эту благодать Божию, но не в полной мере. Он получает ее в Таинстве Священства от епископа, который делегирует ему свои полномочия крестить, исповедовать, совершать Литургию и т. д. Поэтому если Правящий Архиерей в епархии символизирует собой Христа, то священники – Его святых апостолов.

Иерей не имеет права служить с дикирием и трикирием. Это сугубо принадлежность архиерейского богослужения. Но один раз в году, в Светлое Христово Воскресение и всю Светлую Седмицу, которая есть непрекращающейся Пасхой, он будто бы получает это право. Он служит по церковному Уставу почти всю пасхальную утреню, а также начало и конец пасхальной Литургии с крестом и трисвечником. Для удобства священнослужителя сегодня они соединены в одну фигуру: Распятие, впереди которого помещены три свечи. Чисто практически это сделано для того, чтобы священник мог еще совершать каждение.

Символика Распятия с трисвечником аналогична символике дикирия и трикирия, а также крестного знамения. Распятие (Крест) – символ Крестной Жертвы, Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа. Трисвечник с горящими свечами – символ Божественного света Святой Троицы, просвещающего мир, дарующего ему жизнь и спасение.

Почему иерею разрешено использовать в пасхальном богослужении трисвечник – этот символ полноты благодати Божией? Ответ: ради самого праздника, очень большой праздник – Праздников праздник и Торжество из торжеств. Сама Пасха, Светлое Воскресение Христово, заключает в себе полноту благодати Божией, изливающейся в мир.

В Пасхальном послании Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия 2021 года приводится цитата из творений святителя Григория Богослова, которая очень точно подчеркивает значимость Светлого Христова Воскресения: этот праздник «настолько превышает все торжества, не только человеческие и земные, но даже и Христовы и для Христа совершающиеся, сколько солнце превышает звезды».

Интересной особенностью (но не являющейся обязательной для трисвечника) есть использование определенной цветовой гаммы свечей в пасхальном трисвечнике. Зеленая, красная и золотая (желтая) свечи. Они, в принципе, сходны с цветами одежд Трех Ангелов на иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Зеленый – цвет жизни, цвет Святого Духа, дарующего миру жизнь. Красный – цвет Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа, Пролившего Кровь и Принесшего Себя в Жертву за грехи всего человечества. Красный – цвет мученичества. И золотой (желтый) – цвет Бога, сияния Божества.

Итак, Пасха – это полнота любви Божией к падшему человечеству и Его Отеческой милости. Фактически жизнь в Боге и с Богом и есть этой вечной Пасхой, Которая, однажды совершившись, не заканчивается уже никогда. Обратимся же к свету, войдем в эту вечную непрекращающуюся Пасху, научимся жить в ней. Потому что Христос посреди нас! И есть, и будет!

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (103) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне


Раскаленная солнцем израильская пустыня… В ее глубине древний колодец Иакова. Рядом с ним, как повествует в 4-й главе своего Евангелия святой апостол Иоанн Богослов, «утрудившись от пути» – земного Своего пути, в котором Он спасает всех нас грешных – все человечество – Христос. Что Он делает? Он ждет человека. Ждет покаяния самарянки, которая в свое время станет мученицей Фотинией; ждет, когда вслед за нею выйдут сотни самарян и уверуют в истинного Бога... далее

Скоро праздник

1 июня - Благоверного великого князя Димитрия Донского

Дмитрий Донской (12 октября 1350 — 19 мая 1389) — князь Московский и Великий князь Владимирский. Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель (наряду с Великим княжеством Литовским). Под его командованием были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой (Куликовская битва), был построен белокаменный Московский Кремль... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 мая — Преполовение Пятидесятницы далее »

30 мая — Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской далее »

1 июня — Блгв. вел. кн. Димитрия Донского далее »

2 июня — Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне далее » Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца далее »

3 июня — Владимирской иконы Божией Матери далее » Равноапп. царя Константина и его матери царицы Елены далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы