Выбрать страницу

«Что ищете живаго с мертвыми?» Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая

«Что ищете живаго с мертвыми?» Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая

Весенний праздник святителя Николая — исключительно пасхальный. Как всегда, совершается он в пасхальные дни. Вы помните Евангелие о явлении воскресшего Господа. «Что ищете Живаго с мертвыми? Он восстал, Его нет здесь». Это благовестие, самое потрясающее, какое когда-либо слышал мир, обращено ко всем людям и прежде всего к нам, христианам. Оно было сказано ангелами, когда жены мироносицы «были в страхе, и наклонили лица свои к земле». Эти наклоненные их лица к земле ― выражение невольного страха, который они испытывают, ища Господа там, где Его нет. Никогда уже невозможно будет найти Его, ограничиваясь земными пределами. «Когда же начнет это сбываться, ― говорит Христос о приходе Царства Божия, ― тогда восклонитесь и поднимите головы ваши». А мы столь часто живем, как если бы Христос не воскрес, склоняя свои лица исключительно к земле ― там, где наша работа, семья, мимоходящие радости, многоразличные беды и нужды. Без этого не обойтись, но все должно быть проникнуто надеждой, которая ведет нас к вечному.

Мне рассказывали об одной странной женщине, как она, почти хвалясь, говорила своей соседке: «Я никому не молюсь, только святителю Николаю. Потому что он помогает мне во всех житейских делах». Но святитель Николай явился ей однажды и сказал: «Как ты мне надоела!» Мы улыбаемся, слыша это, хотя на самом деле все очень серьезно. Нет, и не может быть такой просьбы, которую Николай Чудотворец посчитал бы слишком ничтожной, не заслуживающей его внимания. Он всегда спешит на помощь, где беда и нужда. Но всегда, как Христос, напоминает, ради чего совершается чудо. Вы помните в Евангелии, как подходят ко Христу и говорят Ему: «Сделай здесь то, что Ты сделал в Капернауме». Чудо ― это великое искушение, которым непрестанно искушаем Господь. Это искушение самого сатаны. И враги Его, «искушая, требовали от Него знамения с неба». И в час Его Крестных страданий они настаивают, чтобы Он совершил чудо: «Сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя».

Один из способов отвержения Бога ― требование от Него чудес. Мы продолжаем относиться к Богу, как относились к Нему иудеи во времена земной жизни Христа. Мы хотели бы, чтобы Бог явил Себя немного больше ― как Бог, Который решает наши проблемы вместо нас. Но Бог не хочет, чтобы мы требовали от Него этого. Бог не любит исключительное, чудесное, зрелищное. Когда Он просит пить у женщины-самарянки, Он делает это потому, что хочет напоить всех жаждущих водой небесной благодати. Когда Он исцеляет слепого, Он делает это не для того, чтобы поразить всех, а для того, чтобы показать, что Он хочет исцелить нас от слепоты к тайнам жизни. Когда Он исцеляет расслабленного, Он делает это для того, чтобы исцелить нас от более серьезной расслабленности, которая есть наш грех. Самое ужасное ― язычество среди христиан. Умаление Бога и святых Его до вспомогательного средства, которое не нужно нам, если оно не помогает так, как мы хотим. Как нам научиться у святителя Николая, вместо того чтобы без конца говорить: «Да будет воля моя исполнена Тобою, Господи», нелицемерно молиться: «Да будет воля Твоя исполнена мною».

«Горнего ищите, а не земного», ― зовет нас Церковь. Это то, что делает святитель Николай. Потому что он исповедует Христа, потому что он свидетельствует всей жизнью своей, что Христос ― его жизнь. Воскресение Христово действует в его жизни. Все чудеса святителя Николая ― чаяние воскресения мертвых. Он веровал, что воскреснет, и каждый день жил в непрестанной памяти о смерти, о том, что ему обещано воскресение. И что всем людям, которых он встречал, равным образом обещано воскресение. Не воскресение в эту грехом и смертью отравленную жизнь, но воскресение в бессмертии Божественном, в свете Христовом, в полноте Его любви. Вся жизнь святителя была благодарением Богу за то, что Бог совершил для людей. И он учился у Христа принимать как свои все их страдания и несчастья. Все было пронизано любовью. Смерть делает свое дело, ее нельзя никому обойти, но жизнь в Боге торжествует. И он может быть соработником Бога, как говорит апостол. Христос облек его светом Божественным в великолепие, в мир и в радость, в силу Божественную ― так что иные принимают его чуть ли не за Бога. И на нем исполняется слово Христово: «Верующий в Меня дела, которые Я сотворил, сотворит, и больше сих сотворит».

Этому чуду Христовой любви приобщился в полноте святитель Николай, и потому он великий Чудотворец. Он пасхальный святой, потому что ему дано было узнать, что переход от мира видимого к миру невидимому совершается смертью и воскресением Господа. Пасха расцветает везде, где действует он. Чудеса, которые он совершает, ― поистине знамения, открывающие Бога. Как Христос, совершая Свои чудеса, говорит: «Дела Мои свидетельствуют обо Мне», ― взывая к нашей вере, так и он. Как Христос ― Сам, Его Личность, непостижимо великая и таинственная, ― является нам в Своих чудесах, так святитель Николай по дару Христа являет Бога. Христос умножает хлебы, но тут же говорит: «Аз есмь хлеб жизни. Приходящий ко Мне не взалчет вовек». Точно так же святитель Николай, по дару Христа, может утолить всякий голод всякого человека. Когда Христос отверзает очи слепому от рождения, Он говорит: «Аз есмь свет мира, идущий за Мной не будет ходить во тьме». Но поистине от века не было слышано, чтобы кто, как святитель Николай, вслед за Господом отверзал очи слепому. Самое потрясающее знамение, которое совершил Христос во время земной жизни, было воскрешение Лазаря четверодневного. Весь Иерусалим был потрясен. Но кто видел, что это знамение должно было вести к еще более потрясающему чуду? «Аз есмь воскресение и жизнь, ― сказал Господь. ― Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И верующий в Меня не узрит смерти вовек». «Веруешь ли сему?» ― спрашивает Господь каждого Своего ученика, всех, с кем встречается Он. Своей верой святитель Николай достигает Того, Кто за пределами смерти, ― Воскресшего Христа. Он сам воскресает, соединяясь с Господом. Смерть не имеет власти над ним. И даже мощи его ― останки прошедшего через смерть тела ― святые, многоцелебные, потому что через них действует избыточествующая жизнь Воскресения Христова. Он из тех, кого Отец дал Христу. Веруем, что Христос ввел его в лоно Пресвятой Троицы, и с изумлением узнаем, что все его молитвы, все его служение устремлено к тому, чтобы мы тоже стали участниками этого Божественного общения.

Если мы христиане, мы должны возвещать Живого Бога. Он ― не среди мертвых. Мы воскреснем с Ним, и мы уже воскресли с Ним. Он дал нам предвкусить, что значит Его Царство. Смерть не имеет над нами власти, но мы проходим через смерть, и наш мир жесток. Он хочет вовлечь всех и нас в жестокость, все более убийственную, чтобы мы искали смысл и радость жизни только здесь на земле, среди мертвых. Но в сердце этого мира жестокости и страданий ― потрясающий свет, преобразующий все, дарующий нам способность уподобляться Сыну Божию и святым Его. Христос ― вовеки живой, и все святые ― живые по дару Христа среди мертвых. И все христиане должны быть живыми в этом мире греха и смерти. Пусть память святителя Николая Чудотворца в пасхальные дни утверждает нас в вере в невидимого Бога, в присутствие Его победы в наших сердцах и вдохновляет нас на жизнь на той чудесной глубине, где Крест и Воскресение Христово. Христос воскресе!

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Просмотрено (118) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы