Выбрать страницу

Как христианину относиться к болезни и смерти?

Как христианину относиться к болезни и смерти?

Стоит ли бояться смерти? Почему болезнь – всегда момент Божьего посещения? И как испытания учат искренней молитве? Отвечает иерей Николай Тихончук.

– Сегодня люди особенно стали бояться смерти — потому что о ней вдруг заговорили во весь голос на фоне пандемии. И это коснулось также среды верующих… Чем вы как священник и медбрат можете утешить людей от этих вызывающих панику мыслей?

– Смерть – это непостижимая для нас тайна и она страшит, потому что за ней неизвестность. Мы воспитаны так: мы последние грешники, и даже если каемся, то нас все равно ждет строгий Суд Божий. Такими мыслями мы загоняем себя в тупик, из которого трудно выбраться и увидеть Бога не только как Судию, но и Того, Кто хочет быть с нами, Кто, на самом деле, не хочет с нами расставаться, но пребывать в общении, делиться радостью бытия. Вот как на иконе Святой Троицы Андрея Рублева: Бог Троица восседает за трапезой, и у этого стола, как вы знаете, есть всегда свободное место для вас, для меня и для каждого из нас. Он нас приглашает разделить с Ним общую Чашу веры и жизни. Он потому и стал Человеком и разделил с людьми этот путь. Иногда такое восприятие Бога теряется, а ведь Он любит нас и хочет, чтобы мы имели жизнь, и имели ее с избытком. Поэтому стараться увидеть Бога как любящего Отца – важно.

Он умер за нас на кресте из любви. Мы ведь помним разбойника, который сказал искренне и просто всего одну фразу, и Господь ввел его в рай. Бог не требует от человека, как мне кажется, многого. Вера – главное, что Бог ищет в нас. Веру в Бога, Который воскрес и готов нас ввести в жизнь вечную. Ведь вся вера апостольских веков – вера не в Грозного Судию, а в Бога воскресшего, дарящего надежду и который вдохновляет нас на жизнь, а не на смерть. На этом построено вся Благая весть.

Православное богослужение построено на теме воскресения во Христе и спасения. И мы говорим, что смерти нет, потому что она разрушена. Это измерение христианской веры как-то со временем заняло не такое важное место в жизни верующих, как в первые века. А ведь это основание нашего упования – Христос воскресший. И если мы не верим в Христа воскресшего, вера наша тщетна. Он разрушил ад и дает нам надежду на жизнь вечную.

Вот такой веры нам часто не хватает, а мы погружаемся в языческую стихию боязни смерти. Не должны такие вещи нам быть близки. Если смерть нас и пугает, будем вспоминать Христа воскресшего. Вспомним прекрасную икону Сошествия во ад, где Спаситель держит за руки Адама и Еву, и буквально вынимает в их лице все человечество из этой смертельной тьмы и тоски. Вот для этого Он пришел – чтобы никто не остался в погибели. Мне кажется, вот с такой верой и надеждой стоит смотреть на смерть. Смерть – печальна. Она полна слез. В ней мы расстаемся с любимыми. Но мы верим, что это расставание во Христе будет преодолено.

– Вы не раз видели смерть, в том числе, и в реанимации. Как лично вы переживали это? Какие мысли посещали вас в такие моменты?

– Вспоминается одна история. У одной женщины было редкое заболевание, которое приводило к постепенной атрофии мышц, благодаря которым наша грудная клетка приходит в движение, и мы дышим. Пациентка умирала у меня на руках. Она угасала постепенно. В течение двух месяцев я находился все время рядом с ней. Она осталась у меня в памяти, потому что была абсолютно неверующей. Она оказалась перед священником в моем лице (но не знала об этом, так как я перед ней был в качестве медбрата). Я думал: может, мне поговорить с ней о Христе, помолиться рядом? А потом решил, что не стоит пользоваться слабостью человека, потому что это может вызвать разную реакцию, отторжение например. У человека должно быть свободное желание обратиться к Богу.

Как помочь человеку на его последнем отрезке жизни найти опору, веру, найти Христа? Как дать надежду и радость? И у меня до сих пор нет ответа. И я не знаю правильно ли я поступил. Когда она стала задыхаться, ей было не больно, потому что были обезболивающие, но это все равно не очень приятно: человек хватает ртом воздух, постепенно перестает дышать. Как рыба, выброшенная на берег… Я взял ее за руку и про себя читал молитву. Мы смотрели друг другу в глаза, довольно спокойно. Мне хотелось сопроводить ее в последний путь и доверить ее душу в руки Божии, чтобы Господь ее принял. Не знаю, почему так случилось и почему мы с ней встретились. Но Бог нам, христианам, доверяет свидетельствовать о Нем в этом мире. Он хочет, чтобы мы были как Он, с теми людьми, которые страдают. И вот я оказывался рядом с такими людьми в госпитале, потому что они заболели, а я – потому что работаю здесь как медбрат. Быть рядом с умирающим – это возможность для меня помолиться о нем, просто быть рядом. Просто быть-существовать для другого, это уже служение.

– Почему святые отцы называли болезнь моментом Божьего посещения? Ведь если подумать, то когда болеешь — все мысли вокруг недуга, и бывает трудно сосредоточиться на духовном.

– «Чем больше скорбь – тем ближе Бог», – есть такая поговорка. Наверное, потому что в любом страдании мы уподобляемся Христу. Однажды я дежурил в ночную смену в реанимации. Там лежал мужчина, больной ковидом. Я почувствовал буквально, что больной передо мной – как Христос на кресте. Вижу его, лежащего, с распростертыми руками, через которые он подключен ко всем системам жизнеобеспечения. Рядом стоит машина для фильтрации крови, ИВЛ… Он буквально был распинаем своей болезнью. Внешне он выглядел как страдающий, умирающий в агонии Христос на кресте.

Мне кажется, Господь дает человеку в болезни понести Его крест, приблизиться к Нему в страдании. Я не знаю, почему, но в этом и есть тайна нашего спасения. В этом есть таинственное приобщение к Христу. Именно так можно попытаться понять и принять те испытания, что выпадают на нашу долю.

– Как относиться к тяжелой болезни самому человеку или к тому, если тяжело заболел близкий? Иногда христианин ропщет: ну почему, Господи? Действительно, мы ведь ищем в Боге защиты, а жизнь и без того полна трудностей, и болезнь — всегда тяжелый удар.

– Болезнь выбивает нас из привычной колеи. И мы находимся в полной растерянности, потому что привычный ход событий просто рушится. Наверное, это посылается Богом для того, чтобы нас как-то подвигнуть к живой, настоящей молитве и искреннему общению с Господом. Часто даже в богослужебной молитвенной практике мы удовлетворяемся внешней формой, увлекаемся внешним. Говорю о себе, прежде всего. Да, я молюсь, но Бог ждет от меня того, что я Ему дам мое сердце, в котором могут прорасти семена подлинной веры. А это может произойти только благодаря тому, что мы входим в подлинное общение с Ним. Порой оно происходит с нами в опыте болезни. Молиться, когда все не все так уж и плохо в твоей жизни — просто. Но когда ты чувствуешь себя на грани какой-то проблемы, молитва совсем иная. Думаю, что это молитвенное чувство знакомо многим из личного опыта. Болезнь можно сравнить с натянутыми гитарными струнами. Когда они не натянуты, не получается чистого звука, и инструмент не звучит. А когда все наши чувства находятся в напряжении, в болезни, например, то они звучат не фальшиво, а подлинно и искренне. Наверное, этого и хочет Бог: чтобы мы, проходя испытания, научились входить в подлинное общение с Ним.

Царство Божие наступает именно тогда, когда мы действуем и поступаем как Он бы действовал и поступал на нашем месте. И вот только тогда каждый христианин сможет смело и дерзновенно сказать вслед за апостолом Павлом: «И живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня». (Гал 2:20)

Иерей Николай Тихончук
Беседовал Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (269) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Иоанн Богослов или Иоанн Зеведеев — один из 12 апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения (Апоалипсис) и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Младший брат апостола Иакова Заведеева. Был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы