Выбрать страницу

Рождество Богородицы — праздник всеобщей радости

Рождество Богородицы — праздник всеобщей радости

Почему Рождество Богородицы возвестило радость всей вселенной? Как одно событие освободило две семейные пары, жившие в разные времена? Тропарь и кондак праздника разбирает священник Димитрий Абросимов.

Тропарь, глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Рождение Твоё, Богородица Дева, возвестила радость всей вселенной: ибо через Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и Он, разрушив проклятье, Дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу в первую очередь как мать Господа Иисуса Христа. И поэтому всё, что говорится в тропаре праздника о Богородице, связано прежде всего с учением о Господе Иисусе Христе — Боге, родившемся Человеком.

В начале тропаря мы обращаемся к Божией Матери. «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…» Многие поколения праведников ждали воплощения Бога на земле, но только Пресвятая Дева смогла стать тем священным сосудом, престолом Божества, на который сошёл Господь.

Слова «радость возвести всей вселенней» показывают масштабность, важнейшую ценность рождения Богоматери для человечества. Как прекрасно пишет один из церковных исследователей, «с чудесным Рождеством Пресвятой Девы начинает вдруг проникать свет грядущего новозаветного дня, того дня, что уже никогда не завершится. Ведь вместе с будущей Богоматерью в этом мире рождается и надежда на скорое избавление человека от рабства греху и смерти, а заодно с этой надеждой — и ликующая радость предчувствия скорой встречи с Самим Богом».

О какой клятве и освобождении говорится в дальнейших словах тропаря? Для понимания этого нужно обратиться к истокам человеческой истории.

Бог не творил смерти, наоборот, через богообщение человек призван был стать причастником вечной жизни, которой обладает один Вечный Бог. Но совершив грехопадение в раю, человек в лице первых людей Адама и Евы отпал от источника жизни — Своего Бога и Творца. Как следствие, в мир пришла смерть и её предвестники — болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и оказался под клятвой — отделённым от Бога. Для того, чтобы спасти человека от вечной погибели — «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный», — приходит к нам Господь. И как через одного человека — Адама вошёл в мир грех, так и через Христа нам открыт путь ко спасению и вечной жизни с Богом.

Тропарь праздника, таким образом, напоминает нам, что Господь Своим пришествием в мир даровал нам самое главное — свободу. И теперь от каждого из нас зависит, как распорядиться этим Божиим даром.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

События, затронутые в песнопении, относятся к церковному преданию: родители Богоматери — Иоаким и Анна — были бесплодны, за что осуждались в еврейском народе, так как отсутствие детей считалось наказанием Божьим. Многие годы благочестивые супруги пребывали в молитве, и случилось чудо: явился Архангел Гавриил, возвестив им о том, что молитвы их услышаны. Рождённую назвали Марией, что в переводе означает «Госпожа». Как видим, кондак рассказывает о том, что Рождество Богоматери освобождает Иоакима и Анну от бремени бездетности, а Адама и Еву, и в их лице всё человечество, — от смерти и проклятия, о котором говорилось в тропаре праздника.

Вторая часть кондака обращена к нам, христианам («то празднуют и людие Твои»), призывая праздновать это великое событие и свидетельствовать о чуде рождения Богородицы, Которая растила и питала Спасителя. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, и поэтому сегодня прославляются и Мать, и Сын. Рождество Богородицы — праздник всеобщей радости, о которой говорит тропарь и к которой призывает кондак. В этот прекрасный день можно особенно усердно просить Пресвятую Деву, чтобы Она даровала нам Свою благодатную помощь, всесильную материнскую поддержку и участие в нашей жизни.

Священник Димитрий Абросимов
Источник: Горловская и Славянская епархия

Фото на заставке: gorlovka-eparhia.com

Просмотрено (41) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

18 мая - Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудотворная икона Богородицы, дарованный Богом в 1878 году. Славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 мая — Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» далее »

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы