Выбрать страницу

Богословие страдания новомучеников

Богословие страдания новомучеников

Богословие ушедшего века сосредоточилось в терпении скорбей.

Духовная трезвость новомучеников закалялась в течении долгих северных холодных ночей на нарах и трудовых днях на износ на лесоповале. Мы по праву можем считать новомучеников богословами страдания. После эпохи древних мучеников, после Писем Иоанна Златоуста к Олимпиаде в христианской литературе тема страданий подспудно тлела. И вот она снова со всей силой разгорается в подлинное пламя в наследии новомучеников.

В страдании Бог станет лозунгом жизни новомучеников. Сщмч. Анатолий Жураковский скажет в стихах: «Мне ничего не нужно, кроме Бога», а в прозе: «Мы должны все претерпеть ради Христа».

Вот и терпели. Терпели созидательно с верой и взглядом на вечную Правду. Ведь невозможно вытерпеть по другому. В Откровении апостола Иоанна сказано: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Апок. 2:10-11).

На деле этот стих из Писания выразили новомученики. Сщмч. Серафим (Звездинский), этот столп веры писал из этапа к ссылке: «Слава Богу за все. Праздную, светло торжествую четвертый месяц душеспасительного заключения моего». Так можно было писать только, когда чувствуешь Божие присутствие.

Вера апостольская текла в венах новомучеников. Апостол Петр писал: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:19-21).

И эти строки буквально оживают в письме сщисп. Романа Медведь. В известных письмах из неволи он передавал свой духовный опыт: «Мир и радость оставил нам Пастыреначальник, и никто их не в силах отнять от нас. Радостно ощущать, что среди людей нет и не может быть у нас врагов, а есть только несчастные братья, достойные сожаления и помощи даже тогда, когда они (по недоразумению) становятся нашими врагами и воюют на нас. Увы! они не понимают, что враг-то находится прежде всего в нас самих, что его вначале нужно изгнать из себя, а потом помогать и другим сделать это. А нам нет никакой выгоды воевать с людьми, хотя бы они били нас не только в правую ланиту, но постоянно осыпали бы нас всякого рода ударами и поношениями. Одно важно: твердо держаться нам своего пути и через войну с людьми не сходить со своей дороги. Воевать с людьми — это значит становиться на их ложную позицию. Даже в случае успеха эта война нам бы ничего не дала, а отвлекла бы надолго от нашей задачи…».

Гимн страданию в наследии новомучеников не имеет романтического оттенка. Это скорбь распятия. С христианской неизбежностью тут необходимо терпение и смирение перед волей Божией.

Онуфрий Гагалюк: «Гонение – крест данный нам небом», а в другом месте замечал: «Немного прожито, но много пережито. Всего лишь два года я епископ, но… из этих двух лет я провел шесть месяцев в узах. Я вспоминал свои грехи вольные и невольные и радовался, что Господь дал мне пить чашу страданий за мои согрешения».

В то время, когда в стране постулировался атеизм — сыны Света Небесного в этой же стране открывали врата Царствия Небесного своим страданием во Имя Бога.

Великая пианистка Мария Юдина, помощница многих новомучеников и исповедников писала в 1930-м: «Если сейчас сознавать себя свободным в рабстве, любящим среди ненависти, помнящим Бога среди атеизма, то значит, и свобода, и любовь, и вера – однажды восторжествуют».

Свидетельство новомучеников для нас сегодня это напоминание о перерождающей силе христианства.

Иисус Христос остался Тем же, таким же сильным и славным. Воскресший из мертвых Богочеловек нам указывает на наших родственников, дедушек и бабушек как на столпов веры. На этих столпах, на крови мучеников необходимо нам сегодня строить Церковь. Строить свой подвиг «взирая на веру их» (Евр. ). В апокалипсисе верность утверждает Церковь, как колона и украшается именем Божиим (Откр. 3:12). Недавно прославленный прп. Беда Достопочтенный в комментарии на это место Откровения замечает:

«Претерпевший искушения за Меня будет славен в храме Церкви и не станет уже бояться никакого урона от враждующих против него. Колонны эти, святые мужи, ныне поддерживают Церковь, украшая ее своим великолепием, словно те два столпа у входа в Соломонов Храм». Блажен кто строит на Камне, который есть Христос.

Особо поражает короткий, но удивительный по содержанию дневник сщмч. Григория (Лебедева), который он вел размышляя над Евангелием. Тут глубина концентрации смыслов для души здесь и сейчас. Каждое евангельское слово он обращает к душе, к укреплению и вразумлению её в данный момент и в данных обстоятельствах. Это какой-то богословский прорыв в толковании Писания. Вот, к примеру, его проникновенное вдохновение души, на слова приветствия Архангела «Не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:30): «Блаженное состояние непоколебимости, когда с душой пребывает Господь! Не бойся, душа! Не поддавайся ветру угнетающих влияний, нападений, всякого рода озлоблений, соблазнов, болезни тела и всяких лишений бедности. Не допускай, чтобы твои силы ослаблялись несчастьями жизни. Ведь на душе, пребывающей с Господом, положена печать Господа – это Его святая благодать. И не надо стирать печать Господа, малодушествуя и подпадая, хоть и чувствительным, но всё же ничтожным лишениям земли. Ведь при выборе между Божиим запечатлением или изменой Богу не будем же мы колебаться и не откажемся же от Господа? Так пусть душа пребудет с Божией благодатью и бережет ее… И пусть будет мужественна и непоколебима, отдаваясь Божией силе. Господь и Его сила всегда останутся утверждением и одним оправданием и успокоением жизни.

В гонении и страдании мученики видели победу Церкви и миссионерскую закваску, которая принесет в свое время плоды. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) писал: «Ты, дорогой друг, с тревогой спрашиваешь меня: что будет с нашей Церковью православной лет через тридцать? – пишет он в одном из писем в те годы. – Может пролиться кровь верующих, пусть она будет семенем, как в первые века христианства, семенем, из которого вырастет еще крепкая дружина христианская. Для Церкви Христовой не новость гонения и кровь. Всё это было. И всё это вело не к уничтожению Церкви православной, а к ее прославлению и распространению».

Новомученики жили фактически в наших условиях, много путешествовали, знали фото и видео, смотрели телевизор, слышали о сверхбыстром обмене информацией, летали на самолетах и ездили в метро. Их время фактически было уже нашим временем. Поэтому нам важно вглядеться в их веру, в их подвиг и в их богословие, чтобы вынести для себя неоценимую пользу.

Иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (44) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

18 мая - Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудотворная икона Богородицы, дарованный Богом в 1878 году. Славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 мая — Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» далее »

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы