Выбрать страницу

Трудно быть богом

Трудно быть богом

Воскресные беседы, основанные на трудах святых отцов. Беседа о свободе.

«Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Свобода духа

Если Бог свободен, значит и сознание свободно. Если свободно сознание, тогда и я свободен. Человек есть свободный дух, созданный по образу Бога, который есть несотворенный совершенный Дух. Суть нашего Я – свободное сознание. Отпав от Бога, человек стал рабом греха, освободившись от которого мы возвращаем себе свободу сынов Божьих. Но, как это сделать?

«Иисус сказал ему (Фоме): Я есмь Путь и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Когда мы говорим: «Христос посреди нас», то имеем ввиду прежде всего то, что Он пребывает в самой сокровенной глубине нашего бытия, посреди нашего ума, души, сердца. Именно поэтому спасение находится внутри нас так же, как и Царство Божие (Лк.17:21).

Пока мы будем искать Христа на небе, мы не поймем, что Он ждет нас внутри.

Вера – это лишь половина пути

Вера – эта уже полпути ко спасению. Она есть почва, на которой вырастает Царство Божие. Вера становится рукой Божией, извлекающей нас их глубин ада. С ней сердце становится подобным Ангелу-Хранителю, защищающему нас от коварства бесов. Вера делает так, что заповеди Божии становятся для нас Божественной плотью и кровью, преображающими нас в новое духовное существо, неведомое прежде.

Когда человек говорит, что верит в Бога, но при этом все его существо не стремится к Нему, то это не вера, а суеверие. Есть Бог или нет – это вопросы для греховного ума, на них нет ответа. Для чистого сердца бытие Бога самоочевидно и не требует никаких доказательств.

Как стать богом

Мы не боги, потому что носим в себе гордость. Но мы и не демоны, потому что еще имеем возможность покаяния. Человек идет по одной из дорог: или он смотрит на мир так, как смотрят на него демоны, видя в нем только плохое, или учится, подобно ангелам, видеть в нем только хорошее.

Достойно терпя любое поражение, мы можем превратить его в победу. Нет ничего на этой дороге, чтобы мы не смогли претворить в пользу для души. Так, следуя по узкому пути и опираясь на посох благодати, душа достигает Царства Божьего. Праведное сердце – это сострадательное сердце, оно не ссорится с людьми за пыль этого мира, оно ни на кого не держит зла, всех любит, всем прощает, всех милует, всем желает спасения.

Благодать требует от нас любви ко всем людям без исключения, видя в них образ Христа. Если мы будем иметь неприязнь хотя бы к одному человеку, народу или нации, мы никогда не увидим славы Божией.

Свобода от самих себя

Бойтесь быть обидчивыми. Из всех людей, обидчивые – самые тяжелые. Обидчивость – это прежде всего привязанность к собственному эгоизму. Когда душа запутывается в привязанностях, она легко погибает.

Люди по духу своему делятся на детей мира и детей Бога. Дети мира – это те, которые так и не поняли всей тщеты и условностей временной земной жизни. Дети Бога – это те, в ком зародилось благодатное ощущение иного бытия и вечной жизни. Привязанность к миру проявляется в привязанности к своим помыслам. Мышление водит нас по лабиринтам рассудка, погружая ум то в разочарование, то в эйфорию, то в уныние, то в чувственное наслаждение. Приводят все эти запутанные ходы только к бездне отчаяния.

Свобода от помыслов – это и есть свобода от греха. Ложные мысли навязывают нам такие же ложные поступки. Теряя Христа, идя за своими мыслями, человек забредает в болота скорби.

Скорби расширяют сознание

Держась за Христа, мы становимся недосягаемыми для скорбей. Потому, что тогда и сами страдания перестают быть для нас тягостными, становясь одним из важных средств для укрепления в духовной свободе и Божественной благодати. Они уже не пугают душу, а лишь расширяют ее горизонты, выводя ее за пределы животного существования.

Когда у человека нет веры в Бога, то смысл жизни он видит только в самом своем существовании, которое становится для него самоцелью. Зная, что он умрет, такой человек может лишь утешать себя верой в то, что другие умрут раньше его.

Помощь Божию мы обретаем лишь в скорбях. Человек здоровый, сытый, довольный собой и своей жизнью, в Боге не нуждается. Но если духовная жизнь не помогает нам в скорбях, значит мы взялись за нее не с той стороны. Если скорби выбивают нас из колеи, значит эта колея вела не к Богу.

С одной стороны, нас страшат муки ада, с другой – неизлечимые болезни, страх голода, нищеты, беспомощности. Все это может убить нас еще до того, как мы поймем, что попались в ловушку.

Успеть схватиться за Христа

Пока мы не осознаем, что все явления, которые переживаем в этом мире, на самом деле – следствия наших грехов. Мы будем продолжать тонуть, как спящий рыбак в дырявой лодке. Проснувшись, нужно броситься к Богу и умолять Его избавить нас от ада, живущего в нас самих. Только прильнув всем сердцем ко Христу, который ближе к нам, чем наша собственная душа, мы сможем обрести долгожданный покой.

Зависть, злость, блуд, уныние и другие страсти – это то же, что эпидемия, пожар, война, землетрясение и наводнение. Бежать от них как можно дальше – значит выйти из мрака греховной жизни к свету Жизни вечной, где царит безграничный покой и нескончаемая радость.

Счастье быть богом

На самом деле счастье – это постоянное блаженство в Боге. Наш мир есть само непостоянство. В нем нет ничего, чтобы со временем не претерпевало изменений. Искать в нем счастье – это все равно, что пытаться утолить жажду морской водой. Только в Боге можно найти истинное счастье нескончаемой вечной жизни. Оно находиться внутри нашего сердца. Мирское сердце дорожит миром, а духовное – Царством Божьим. Основная трудность в поисках Бога не в том, что Он невообразимо от нас далек, а в том, что Он настолько к нам близок, что мы Его просто не замечаем в пустой мирской суете. Эта суета обманывает нас кажущейся значимостью, хотя она в самой себе ничего не несет. Ничего, кроме кандалов и оков, не дающих душе обрести свободу.

Поверхностно прожитая жизнь похожа на ледяную горку, стремительно несущую ездока в адскую пропасть. И лишь в глубине нашего духовного сердца зарыт клад, который стоит того, чтобы отдать за него все, что имеешь.

* * *

Одинокими мы пришли в этот мир, одинокими и уйдем из него. Лучшие родственники – это добродетели, вечные родители – Христос и Матерь Божия, верные друзья – святые праведники. Все, к чему мы привязаны в этом мире, исчезнет с последним вздохом, как только мы навсегда закроем наши глаза, но Господь наш Иисус Христос, живший в нашем сердце, никогда его не покинет, потому что «вы храм Божией, и дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16).

Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: spzh.news

Просмотрено (46) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

18 мая - Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудотворная икона Богородицы, дарованный Богом в 1878 году. Славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 мая — Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» далее »

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы