Выбрать страницу

Гражданский брак – это нормально?

Гражданский брак – это нормально?

Один православный ресурс опубликовал сообщение о том, что пару дней назад митрополит Иларион (Алфеев) завил о невозможности приступать к Причастию для тех, кто живёт в так называемом гражданском браке.

Надо сказать, что для церковного человека нет в этой новости (простите за тавтологию) ничего нового. Категория граждан, предпочитающих нормальной семейной жизни сожительство без обязательств, насколько мне помнится, не допускалась к Причастию ни год назад, ни два, ни десять. При этом понятно, что о таких, очевидных для верующего человека, вещах время от времени нужно напоминать. Те же православные ресурсы имеют среди читателей не только воцерковлённый народ, да и круг общения церковного человека всегда шире круга прихожан ближайшего храма, так что знать позицию Церкви по одному из актуальных вопросов нашего времени ничуть не вредно, даже если лично христианина это никак не касается. Что не совсем понятно, так это то, что в комментариях под данной публикацией, размещённой в «Фейсбуке», развернулась дискуссия. Небольшая, надо сказать, но всё-таки дискуссия. Ясно, что церковные ресурсы читают не только церковные читатели, но так ли уж серьёзно болен этот мир, чтобы негативная оценка Церковью очевидно ненормального явления вызывала неприятие даже у тех, кто к самой Церкви относится не так уж и плохо?

А тема между тем и впрямь актуальная. Мне, женатому более двадцати лет, всегда было понятно, что брак должен быть браком. То есть либо люди берут на себя взаимные обязательства, либо они не связаны ничем и никак. Право же, чем, например, мужчина может быть мотивирован заботиться о женщине, если они просто «решили жить вместе»? Или в силу чего женщина обязана хранить мужчине верность, если «мы считаем, что брак – это не главное»? Однако нынче на эти вещи всё чаще смотрят под другим углом. Дескать, обязательства принуждают, а в семье всё должно быть по свободному согласию, чувства важнее формальностей и вообще «мы считаем»… С другой стороны, включается непонятно на чём основанный рационализм «нельзя спешить», «лучше сначала попробовать», «а вдруг не получится, вдруг не сойдёмся» и так далее в том же духе. А что? Окружающая действительность не препятствует, общество даже поощряет (именно так, лично мне уже приходилось читать рассуждения, притязающие на авторитетность, что, мол, ранние браки и браки без предварительного сожительства – это безответственно, сначала поживите-притритесь, а уж потом женитесь), стало быть, всё нормально, всё в порядке вещей. Понятно, что когда по той или иной причине носитель таких убеждений приходит в Церковь, то тут его ждёт немалое удивление: причащаться ему нельзя, крёстным быть тоже не может. Вот и начинает он удивляться к месту и не очень: как так? Все вокруг так живут, всем можно, а здесь почему-то нельзя! Некоторые действительно разочаровываются и уходят. С этим ничего не поделать, хоть так, хоть эдак, далеко не все приходящие остаются в Церкви. Даже те, кто, придя однажды, ушли утешенными и радостными, зачастую приходят потом не чаще раза в год, что уж говорить о тех, для кого собственный грех важен и ценен? В конце концов, они поступают честно. И хорошо, когда мы также с ними тоже честны. Некоторые переходят в наступление: чего это мы ущемляем их права, когда по закону сожительство без регистрации приравнивается к браку, да и разве венчание не важнее регистрации? Впрочем, с такими тоже разговор короток: во-первых, закон много чего явно греховного, а то и вовсе гадкого считает незазорным (аборты вот, к примеру, разрешены законом чуть ли не повсеместно, однако, когда не допускают к Причастию по причине сделанного аборта, едва ли кто возмущается). А что до венчания, то, конечно же, оно важнее регистрации, только кто же их, нерасписанных, венчать-то возьмётся? Кстати, в этом отношении я сделал интересное наблюдение: на последний аргумент сторонники сожительства без регистрации возмущаются, обычно так, будто их лично оскорбили. Хотя чего возмущаться? Церковь действительно не видит брака в сожительстве без обязательств и сожительствующих, соответственно, как семью не воспринимает. И причина тому проста и ясна как небо в летний день.

Что главное в семейной жизни? Я регулярно задаю этот вопрос тем, кто не понимает негативного отношения Церкви к гражданскому браку. Отвечают все как под копирку: верность, любовь, доверие, дети. Вы согласны? Вот и зря. Всё перечисленное, и не только это, конечно, важно и нужно, но главное в семейной жизни – ответственность. Можно любить безответственного человека? Конечно, можно. Никакая безответственность не может препятствовать любви. Но будет ли от этой любви толк? Видите, я даже не пытаюсь отвечать, и так всем всё ясно. Причём некоторым – из собственного горького опыта. А доверять безответственному человеку можно? Тоже можно, но себе дороже. А верным безответственный человек может быть? Ну, полноте, какая верность без ответственности? Детей, правда, можно иметь и с безответственным, только нечего потом жаловаться на мужа, неспособного обеспечить семью, или на жену, которой гульки интереснее собственного чада. По сути, вступление в брак – это и есть принятие на себя ответственности, уже не только и не столько за себя самого, сколько за семью. И вклад супругов в семейную жизнь прямо пропорционален мере их ответственности по отношению друг к другу. Регистрация брака официально фиксирует факт обоюдного принятия новоиспечёнными супругами этой ответственности, поэтому он и важен для любой семьи, хоть для неверующей, хоть для церковной. Во многом поэтому мы и требуем обязательной регистрации, перед тем как венчать, хочешь приобщиться главного – исполни обязательное.

Что же до того, что в былые времена никакой отдельной от венчания регистрации не существовало, то это вовсе не значит, что её не должно быть сейчас. До революции обязанность официальной регистрации браков, а также рождений и смертей лежала на Церкви. Поэтому таковая производилась вместе с церковным Таинством и одно отдельно от другого совершено быть не могло. Сегодня былые церковные обязанности разделены между Церковью и ЗАГСом, однако едва ли это что-то меняет.

Посему призываю читателей, независимо от веры или степени церковности, не удивляться вещам, принятым в Церкви не сегодня и даже не вчера. В конце концов, очевидное не нуждается в обосновании, а отрицательное отношение Церкви к сожительству без обязательств более чем очевидно.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (175) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

АНТИПАСХА

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
АНТИПАСХА. Фомина неделя или уверение апостола Фомы. Первый воскресный день после Праздника Пасхи, в церковном словаре носит название Антипасха. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть... дальше

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

11 мая - Раздробление и раздача артоса
В Субботу Светлой седмицы в православных храмах происходит торжественное благословение и раздача верующим артоса... дальше

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы