Выбрать страницу

Как не сойти с ума, пока ищешь Бога

Как не сойти с ума, пока ищешь Бога

Воскресные беседы, составленные по учениям святых отцов. В поисках Бога.

Можно ли поймать Бога?

По усвоенной со школьной скамьи привычке мы пытаемся познать Бога так же, как и устройство двигателя внутреннего сгорания. Изучая Библию, мы вычленяем из нее свойства Божии, классифицируем их на апофатические и катафатические, изучаем специфику Его промыслительных действий, определяемся с реакцией Бога на те или иные человеческие раздражители, и думаем, что вот теперь-то знаем, кто есть Бог на самом деле. Те, кто научились удерживать эти знания в своей голове, считаются «специалистами в области богословия». Собирая о Создателе максимум информации, узнавая о Нем как можно больше, человек пытается понять механизм Его домостроительной работы и, соответственно, «извлечь» из этих знаний свое спасение.

Однако, в реальности дело обстоит как раз совсем наоборот. Господь не есть «объект» для изучения, и Он не может быть познан так, как мы познаем окружающий нас мир. Мы никогда не сможем удержать в себе Бога, как бы не старались и что бы для этого не делали. Мы можем лишь пытаться себя удержать в Боге. И хотя это требует нечеловеческих усилий, но оно того стоит. Все, что нам нужно для спасения – это научиться быть в Боге, чтобы Он открывался в нас как Отец, Сын и Святой Дух. Для этого нужно смиренно предоставить Ему очищенное от помыслов и привязанностей сердце, в котором открывается нетленный Свет Святой Троицы.

Когда мы думаем или читаем о Боге, это не есть Бог, а лишь наши мысли о Нем. Когда мы говорим о Боге, это всего лишь слова, не более. Но если мы позволим Христу просто быть в нашем сердце, это и будет спасение.

Внимание к себе

Для достижения спасения нужно прежде всего внимание к себе. На практике это означает неисходное и неотвлекаемое пребывание в постоянной молитве. Каким бы трудным и тяжелым этот процесс не казался, но это единственный прямой путь к просвещению сердца благодатью. Вокруг этого внимания группируются пост, послушание, очищение души поначалу от грубых страстей, а потом и от всякого рода привязанностей. Далее следует освобождение от хитросплетения тонких помыслов, которые нередко приходят под видом благочестивых и добрых мыслей.

Если смотреть на молитвенный процесс просто, то по сути получается, что сколько раз ты отвлекался в молитве, столько раз и предал Христа. Духовно опытные подвижники не теряют внимания к молитве, даже когда находятся среди множества людей. Где бы они не находились, что бы не делали, сердца этих людей всегда в возлюбленном Христе. К этому нужно стремиться и нам.

Так со временем очищенное сердце постигает сокровенный смысл спасения и обретает благодатное видение духовной жизни во Христе. В нем уже не возникают смущающие помыслы, ему не требуется пустая деятельность суетного ума, поскольку дух живёт сокровенной мудростью в Боге.

Любая победа над нами духов злобы поднебесной – это лишь временная неудача, справившись с которой, мы становимся еще на один шаг ближе к вечной и неотъемлемой победе. Очень важно воспитывать свое сердце в умении пребывать вне всякой суеты, ибо суета преходяща, а вечная Жизнь, зарождающаяся в нашем сердце – неизменна.

Нельзя менять любовь ко Христу на любовь к тленным вещам мира сего. Это смертельно опасный для нашей души обмен.

Где мы теряем себя

Основная потеря нашего внимания происходит в болтовне и безсодержательных разговорах. Еще больше оно теряется в отвлечении на фильмы, развлекательные программы, чтение новостей и т.п. Прекрати болтать, и ты увидишь, как станешь более цельным и стойким в молитвенной практике. Перестань интересоваться внешним миром, и твое сердце начнет утверждаться во Христе. Рассеянность подобна душевной болезни, ненасытность в еде – одержимости, суетная деятельность – пожару. Цель духовной практики – что бы не случилось, не оставлять молитвы.

В духовной практике важно обуздывать речь, ум и тело. В речи необходимо отсекать не только всякое мирское пустословие, но и дурную привычку внутренне разговаривать с самим собой. Для обуздания ума нужно оставить мирское мудрование, пустое «богословствование», а также отсечь всякую мечтательность и воображение.

Для того, чтобы обуздать тело, нужен не только пост, но и внимание ко всем телесным движениям, особенно во время молитвы. Рассматривание икон или пейзажа за окном, раскачивание тела, и вообще лишние движения в молитве недопустимы. Опытные духовники учат стоять во время молитвы, как вкопанный столб, или сидеть на скамеечке, словно человек, впадший в оцепенение.

Гордый ум и смиренное сердце

Самое страшное состояние, к которому может прийти человек, – это гордость ума. Его окончательная стадия – ум отчаявшийся, который есть духовная смерть. Гордый ум считает мир вечным, а Бога – несуществующим, эгоизм – истинным, а самоотречение – ложным, мышление – достоверным, а духовное откровение – вымыслом, свои желания – законными, а смирение – отвратительным. Гордый ум похоть называет любовью, а Божественную любовь – сумасшествием.

Гордый ум – прямая противоположность смиренному сердцу, живущему по воле Божией. Смиренное сердце видит Бога вечным, а мир преходящим, отречение от эгоизма – средством спасения, а эгоизм – болезнью ума, смирение – началом вхождения в Жизнь вечную, а мирские желания – сумасшествием. Божественную любовь смиренное сердце видит как единственную форму жизни во Христе, а похоть – как неразлучную спутницу смерти.

Гордый ум препарирует мир своим логическим анализом, словно скальпелем, а смиренное сердце лечит любовью все бесчисленные язвы и раны этого мира.

Путь ко спасению только в Церкви Божией

Человеку, который хочет спастись, нужно стремиться к тому, чтобы в момент смерти оставить тело, духом пребывая в покаянной молитве. А этот навык требует огромного труда и больших духовных усилий в продолжении всей жизни. Подлинный критерий правильности выбранного духовного пути – смиренная любовь к Богу и ближним, самоукорение и отсутствие саможаления. Нужно помнить, что даже одна минута неотвлекаемой нерассеянной молитвы дороже многих часов молитвы бесплодной, обкрадываемой помыслами и блужданием ума.

Путь к непрерывному стоянию во Христе лежит через тяжелый ежедневный труд молитвенного внимания, в котором необходимо добиться того, чтобы ум не отвлекался от молитвы ни на миг. Только после такого труда наше каменное сердце начнет оживать и размягчаться, наполняясь Божественной благодатью.

Важно не дать сатане нас обмануть, и не перепутать тупое безразличие с бесстрастием, а экзальтацию – с духовным восторгом. Не нужно также принимать во время молитвы якобы «благодатные» помыслы, толкующие суть Евангельских заповедей. Ошибкой будет принимать внешне хорошие помыслы, соглашаясь с ними и думая, что и последующие будут такими же полезными. Именно так плетет свои сети дьявол. Эмоции и страстное разгорячение сердца во время молитвы также не имеют ничего общего с благодатью. Еще худшей ошибкой будет считать, что все религии равны между собой и все они стремятся к достижению той же Истины.

Опыт святых отцов учит нас тому, что путь ко спасению лежит только через одни врата, которые, по откровению Христа, не смогут одолеть никакие силы ада.

Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: stihi.ru / spzh.news

Просмотрено (87) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы