Выбрать страницу

Человек: образ Божий или прах земной?

Человек: образ Божий или прах земной?

Для многих людей приведенные выше две характеристики человека являются несовместимыми. Но только не для православных. Ведь православные в своем представлении о человеке руководствуются прежде всего Священным Писанием и Преданием Церкви. А Библия с первых своих страниц говорит нам о том, что человек – это завершение Божия творения, его венец, который включает в себя два мира: мир видимый, материальный, и мир невидимый, духовный. Так, преподобный Анастасий Синаит отмечает: «И творит (Бог) живое существо, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой – из вещественного и зримого тела». Именно поэтому многие святые отцы и богословы называли человека не иначе как «связкой миров» или «сокращенным конспектом Вселенной», подразумевая под данными словами именно соответствие человека как материальному, так и духовному миру.

О высоком предназначении человека хорошо говорит преподобный Антоний Великий: «Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для человека создал Он и землю». Но при этом, по мысли святых отцов, сам человек тоже создается с определенной целью. Святитель Игнатий Кавказский пишет: «Как небо и землю Бог создал для обитания человека, так тело и душу человеческую Он создал в жилище Себе».

В то же время Бог, предвидя грядущее падение людей еще до их сотворения, создает человека особым образом. Так, если при сотворении животных Бог повелевает воде или земле произвести «душу живую», то с человеком всё происходит несколько иначе. Книга Бытия повествует: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Комментируя данный стих, многие толкователи Священного Писания невольно задавались вопросом: почему человек, будучи предназначенным стать венцом и владыкой всего творения, творится именно из праха, а не из какого-либо более благородного вида материи? В частности, Блаженный Августин в одном из своих сочинений задает такой вопрос: «Почему Бог сотворил человека из праха? Разве не было у Него лучшей, небесной материи, что Он сотворил хрупкое смертное существо из земной грязи?»

Высказанное Блаженным Августином недоумение святыми отцами и, прежде всего, самим Августином разрешалось практически единогласно: таким действием, то есть созданием человека именно из праха земного, доказывается всемогущество Бога, Который способен даже из праха как самого ничтожного материала создать самое прекрасное и лучшее свое творение. С другой стороны, тот факт, что человек создан из праха земного, должен послужить самому человеку непрестанным напоминанием о его происхождении, о его тварности, а значит – должно стать некой «вакциной» от греха гордости и упоения собственным величием. Преподобный Иоанн Дамаскин так и говорит: Бог сотворил плоть человека из праха в предупреждение гордости.

Таким образом, мы видим, что для Бога человек всегда был и навсегда останется особым творением. Творением, в которое Он заложил частичку Самого Себя, соделав его Своим образом, главная цель которого состояла в том, чтобы достичь богоподобия.

Преподаватель КДА Андрей Музольф
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (66) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

15 мая - Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (†15 июля 1015)... далее

16 мая - Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского

Преподобный Феодосий Печерский - основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского, третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью, и первый ее преподобный. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 маяРадоница далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы