Выбрать страницу

Как обрести и не потерять надежду

Как обрести и не потерять надежду

Мы живем в сложные времена, война принесла нам потери, расставания, боль и страдания. И чтобы выжить, нам во что бы то ни стало нужно сохранить способность надеяться.

Представим себя в древнем Риме времен первых христиан. Христианство растет в вечном городе, как на дрожжах. Из уст в уста передается вера о Боге, Который Любовь. «Любовью вечною возлюбил я тебя», – слышит бесправный раб, римский центурион и патриций. И сердце каждого из них одинаково трепещет от радости богопознания. Растет вера и с ней вместе растет надежда. Вообще надежда неразрывна с верой. Об этом нам пишет письмо апостол Павел, читаем с братьями во Христе: «…мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:3-4).

Великие слова о великой свободе, которая тверда верой и надеждой. Апостол наставляет общину, говоря, что Бог нас принял, потому что мы уверовали. Великие блага дает вера и главный её плод – надежда на Бога. Мы уже купаемся в благах: знаем Бога, получаем благодать в таинствах и силы на всякое добро, имеем особый Божий покров, общение с Богом и всеми небесными силами. А будет еще больше – будем причастниками Божией славы.

Великие блага дает вера и главный её плод – надежда на Бога.

Все земное закончится, если будешь в вере – оно закончится хорошо. Согласие быть с Богом выражается в вере. Бог протягивает руку к нам. Вера – это вложить свою руку в руку Божию и пойти с Ним. Мы видим только силуэты цели – это надежда. Но это реальные силуэты. Сама вера дала уже очень много. Древняя Церковь дала великих святых, которые вдохновлялись верой и были полны надежды.

Но как же нам христианам XXI столетия стяжать надежду подобно древним христианам?

Для этой добродетели необходимо несколько положений: вера-уверенность в Боге, добрая совесть, желание стать обителью Святого Духа и терпение скорбей.

Вера

Надо быть уверенным в Боге, должна быть верность вере. Мы уже убедились, что Бог дает блага верующим Ему. Мы получили множество благ через Крещение и надеемся получить и больше, когда будет новое небо и новая земля. Надо заниматься верой: узнавать её, выделять время для самообразования, прочесть катехизис, ежедневно молиться, вдумываться в Евангелие, творить дела милосердия.

Надо увидеть счастье в вере. Мы склоняемся всегда за сердцем. Оно нас влечет к тому, что считает благом. Святитель Феофан Затворник говорит: «Укажи в чем-либо благо, и сердце уже будет на стороне того. А где сердце, там и воля». Если благо в вере, если Бог дал уже и обещает еще больше, и никогда-никогда никого не обманывал – скажи об этом твоему сердцу, и оно склонится к Богу. Свт. Иоанн Златоуст говорил: «Ни человек, ни время, ни обстоятельства, ни сам диавол, ни постигшая смерть не могут вырвать у нас эти блага. Напротив, когда умрем, будем обладать ими без всякой утраты; хотя будем пользоваться ими, но дары будут умножаться».

Закончится все тем, что надежда на будущие блага будет такой твердой, как будто мы уже получили их. Твердая вера в обещания Господни рождает радость и надежду пророка Аввакума: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хоти бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселится о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя» (Аввк. 3:17-19).

Сердце верующего человека будет спокойным, невзирая на все скорби земли, так как в конце-концов Бог торжествует.

Добрая совесть

Для того чтобы росла надежда, необходимо хранить совесть от греха. Святитель Иоанн Златоуст замечал, что «ничто не ведет столько к благой надежде, как добрая совесть. Ни один человек, живущий честно, не теряет уверенности в будущее». Даже смерть не заберет у нас этой надежды, ведь мы воскреснем.

Не на непостоянных и смертных людей мы надеемся. Не они наша надежда! Давший нам обещания всегда Жив и нам даст жизнь и непоколебима власть Его.

Стяжание Святого Духа

Что все обещания Божии над нами сбудутся, ясно узнаем из нынешних данных нам даров. Апостол говорит: «Любовь Божия излилась в сердца наша Духом Святым данным нам». Святитель Феофан Затворник замечает, что Дух Святой подается всякому верующему. В наше сердце Он приносит с Собою и дает ощутить теплоту любви Бога к нам и любовь нашу к Богу. Из этого рождается надежда, которая не предаст и не обманет.

«Ощутивший теплоту любви Бога к себе не может допустить никакого сомнения в том, что Бог, согревающий его Своею любовью, сделает для него все, по Его же обетованию, ожидаемое от Него. Равно теплую любовь к Богу питающий не может допустить сомнения, что любимый им Бог откажет ему в чем-либо».

Такая природа любви. Она не допускает никакого колебания уверенности в любимом. Если Бог нам дал ни тленную землю и море, а источник всех благ – Святого Духа, можно ли сомневаться, что подаст и остальные обетования?

Терпение скорбей

Как это не прискорбно, но ищущему Царствия Божьего без терпения никак не обойтись. Апостол Павел связывает воспитание надежды с терпением скорбей. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:5). Надежда – это обещание будущего блаженства и достоинства. Она рождается из знания благ, которые Бог даст всем терпящим.

Почему надо хранить мир с Богом, почему надо надеяться на Него, когда кажется все вокруг сплошной несправедливостью? Потому что придёт время, и Он восторжествует над всякой неправдой. Даже земных благ мы достигаем с большим трудом, с потом и тяжестью. Ничто так хорошо и благотворно с душой не работает, как скорбь: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14:22). В миру все почести не долговечны: должность могут отдать другому, дело развалиться, да и смерть все отберет в конце-концов. Но с Богом не так: все, что Он нам дает – это навсегда.

В миру все почести не долговечны: должность могут отдать другому, дело развалиться, да и смерть все отберет в конце-концов. Но с Богом не так: все, что Он нам дает – это навсегда.

Принимая скорби с верою, мы получаем терпение. Внутри это выражается через состояние духа, как постоянство в добре, а внешне – стойкостью в перенесении превратностей. Терпение рождает великое дело: «Хоть умереть, но не отступать ни в чем от познания воли Божией», – говорит святитель Феофан Затворник. Терпение дает возможность вкусить доброкачественность жизни в вере. Вера успокаивает, дает отраду, спокойствие. Перенося скорби с верой в Бога, мы получаем добрые плоды. Так терпя все случающееся, мы начинаем понимать оттенки скорбей, что они у нас выжигают и как направляют совесть к Богу – мы становимся духовно опытными. «Опытный человек, успокаивая себя в доброй совести той мыслью, что подвержен скорбям для Бога, уповает на воздаяние за эти скорби». Вдохновляет на этом пути терпения надежда, что ни один вздох и ни один седой волос у Бога не пройдет не замеченным, и воздаст Он нам великой небесной радостью и покоем и в этой жизни, и в будущей.

Вообще скорбь за веру и жизнь по вере есть знак, что мы прямо идем к Царству славы. Спаситель ублажает таких: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 10).

Если заглянуть внутрь души страждущего за веру, можно увидеть цепь нравственно добрых расположений, какими она через скорбь поднимается к несомненной надежде.

Святые объясняют это так. Когда сердцем вкусили, «коль сладостна и успокоительна жизнь в духе веры… доставляет такое успокоение и такую блаженную сладость…Ничто не может поколебать меня в сей надежде. Бог, давший мне вкусить эту сладость здесь, ужели лишит меня оной там? Быть сего не может. Как верно то, что я испытываю, так несомненна надежда моя».

* * *

Человеческие надежды часто не сбываются, и стыдно становится за себя и за всякого надеющегося на смертное. Но не такая надежда христианская. Бог бессмертен и благ, слово Его тверже уставов неба и земли. Ничто и никто не может воспрепятствовать надеждам нашим сбыться. Пророк Давид называет в высшей степени счастливым человеком лишь того, кто надеется на Бога: «Блаженни вси надеющиися нань» (Пс. 2:12).

Будем искать Его и не постыдимся.

Протоиерей Андрей Гавриленко
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: ekzeget.ru

Просмотрено (81) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

АНТИПАСХА

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
АНТИПАСХА. Фомина неделя или уверение апостола Фомы. Первый воскресный день после Праздника Пасхи, в церковном словаре носит название Антипасха. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть... дальше

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 маяРадоница далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы