Выбрать страницу

Всемогущие деньги и их место в нашей жизни

Всемогущие деньги и их место в нашей жизни

Деньги в нынешнее время нужны практически всем. И это нормально. Но, где та черта за которой начинается греховная привязанность к деньгам и как ее не переступить?

В наших святцах не так много святых, носящих титул «бессребреников», подчеркивающих их полный суверенитет по отношению к земным благам. Самыми известными, пожалуй, являются мученики Косьма и Дамиан, день памяти которых Православная Церковь празднует 14 июля. Прославились они даром исцеления, из-за которого пострадали от рук завистливого учителя, и за который не брали никакой платы. Пользуясь случаем, хотелось бы снова затронуть тему христианского отношения к богатству.

Обычный ответ на затронутую проблему заключается в том, что к деньгам необходимо относиться как к инструменту. Это на самом деле так, но как быть, когда наша повседневная жизнь реально и всецело зависит от них. Нам ведь нужно есть, оплачивать коммунальные услуги, заправлять автомобиль, водить детей на кружки и спортивные секции и многое другое. Даже если и свести свои потребности к минимуму, все равно не получится жить без денег.

Кроме того, вокруг множество соблазнов – вот зайдешь в магазин за хлебом и молоком, нет-нет и купишь еще что-то. А ведь помимо ярких этикеток и наших собственных пристрастий есть еще работа маркетологов, делающих все, чтоб мы приобрели больше, чем запланировали. Все перечисленное способствует формированию в человеке страсти сребролюбия, даже если он изначально не был к ней склонен.

Все перечисленное способствует формированию в человеке страсти сребролюбия, даже если он изначально не был к ней склонен.

Что делать? Ответ достаточно прост – ну, и пусть наша жизнь зависит от денег, если эта зависимость будет касаться только внешней стороны, то ничего страшного в этом нет. «Деньгами должно владеть, как подобает господам, – так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами», – подчеркивает святитель Иоанн Златоуст.

Если мы обратимся к христианской аскетике, то увидим, что подавляющее большинство отцов-подвижников, оставивших нам свои сочинения, указывают, что в основании всякой страсти, всякого порока лежит самолюбие. Отсюда несложно сделать вывод, что и привязанности к деньгам не может быть без самолюбия, причем проявляется оно именно в телесном плане.

Когда нам хочется вкусно кушать, мягко спать и вообще комфортно жить – все это признаки любви к собственному телу, так как основную выгоду здесь получает именно оно. Если никак не препятствовать процессу разрастания страсти, то со временем она может вырасти в зависть или, например, самолюбование, проявляющееся в стремлении к статусности, власти и т.п. Естественно, что на все перечисленное нужны деньги и в таком случае они из средства превращаются в цель.

Деньги. Фото: money-24.ks.ua

Однако, завися от них внешне, мы можем не зависеть от них внутренне. Суть нас, как человека, составляет наше внутреннее нематериальное «я», а не наше тело и все, чем наполнено это «я», говорит о том, какие мы люди. Именно поэтому так важно, чтоб мы ставили перед собой какие-то важные, превосходящие материю цели.

Да, для христиан это всегда будет вечная жизнь с Богом, но без целей невозможно и на земном пути. Святые Косьма и Дамиан, врачевавшие тела, делали нечто большее, чем просто возвращение здоровья человеку – они избавляли от бед и горя, от слез и переживаний, кроме того, они всегда подчеркивали, что лечат не своей силой, но силой Бога. И вот, когда перед тобой встают подобные цели, а тем более, когда ты их достигаешь, видишь результат, то все материальное попросту меркнет.

«Деньгами должно владеть, как подобает господам, – так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами».

Святитель Иоанн Златоуст

Не будет греха, если мы иногда побалуем себя любимой едой или немного потратимся на любимое хобби – все это может быть небольшим вознаграждением или средством отдыха после проделанной работы, после совершенного труда. В качестве примера мне вспоминается образ доктора Фридриха Гааза, посвятившего половину своей жизни служению заключенным, на что он истратил все доступные средства, заработанные от весьма доходной профессии семейного врача княгини Репниной-Волконской. По смерти он оставил миниатюрную квартирку и несколько телескопов с линзами. После реально тяжелых, как с физической, так и с психологической точки зрения трудов доктор Гааз любил смотреть на звезды.

Вокруг нас очень много горя и сейчас мы это особо чувствуем, а от того, нам должно быть немного легче переценить жизнь, расставит правильно акценты и своим действительно господским отношением к деньгам, уничтожить ростки сребролюбия в душе. На самом деле это легче чем кажется, чему нас наставляет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

«Раздражения других страстей присущи человеческой природе, как бы врожденные, некоторым образом сросшиеся с плотью и, будучи почти современны с самым рождением, предваряют различение добра и зла и, хотя сначала увлекают человека, однако долгим трудом бывают побеждены. А эта болезнь сребролюбия, приходя позднее, извне навязывается душе, и оттого легче можно предостеречься и отвергнуть ее».

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: money-24.ks.ua / spzh.news

Просмотрено (55) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


В исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет, нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь... далее

Скоро праздник

28 мая - Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (день убиения)

Святой благоверный царевич Димитрий - сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его седьмой жены царицы Марии Феодоровны Нагой. Он являлся последним представителем московской линии дома Рюриковичей... далее

29 мая - Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками — Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино. Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы). В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36)... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

27 мая — Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского далее »

28 мая — Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского далее »

29 мая — Преполовение Пятидесятницы далее »

30 мая — Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы