Выбрать страницу

Лития: что мы напутали в служении вечерни

Лития: что мы напутали в служении вечерни

Что такое лития и почему этим термином обозначаются два различных богослужебных чина? Давайте попробуем разобраться.

Тот, кто постоянно посещает храм, не мог не заметить, что литией православные называют освящение хлебов на вечерне, а также заупокойное богослужение, представляющее собой урезанный вариант панихиды. На первый взгляд, это два совершенно разных чина. Так ли это на самом деле?

Греческим словом λιτή еще с античных времен обозначались молитвы и просьбы, обращенные к божеству. Такое понимание термина перекочевало и в христианство, однако примерно с V века стало употребляться по отношению к молитвенным прошениям во время проведения литургических процессий, а уже в Х столетии таким образом стали именоваться сами процессии.

На Святой Земле лития является частью ежедневного богослужения и делится на воскресную, праздничную и вседневную (заупокойную).

Основными источниками сведений о древних литиях являются Типикон Великой церкви (Софийского собора) и сборник описаний церемоний императорского двора под названием «О церемониях», составленный византийским василевсом Константином Багрянородным. Собственно термином «лития» здесь обозначаются процессии исключительно литургического характера, проходившие по улицам столицы в сопровождении пения псалмов, молитв и ектений. Но нужно понимать, что процессии не осуществлялись самостоятельно, а являлись частью храмового богослужения. Согласно Типикону, их полагалось совершать в некоторые Двунадесятые праздники, во время чествования местных и особо чтимых святых, а также в дни избавления Константинополя от нашествия врагов или природных катаклизмов.

Помимо византийской традиции, существовали также традиции иерусалимская и Студийского монастыря. На Святой Земле лития является частью ежедневного богослужения и делится на воскресную, праздничную и вседневную (заупокойную). В Студийской обители литии совершали на Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, на Светлой седмице, а также в день памяти преподобного Феодора Студита. Литургическая процессия проходила по храмам внутри монастыря, а также вокруг обители.

Традиция служить литию на каждом воскресном бдении своим происхождением обязана лавре святого Саввы Освященного, зафиксировалась в Уставе Иерусалимском, откуда затем распространилась и на другие Церкви.

Вернемся теперь непосредственно к современной традиции служения литии. Как было сказано вначале, литией мы  сегодня привыкли называть краткое заупокойное богослужение и освящение хлебов на вечерне. Так вот, если говорить на литургическом, а не на народном церковном языке, то освящение хлебов называть литией нельзя. Это отдельный чин, со своей историей и смысловым наполнением, в силу определенных обстоятельств утративший свое первоначальное практическое значение в виде реального принятия пищи молящимися и превратившийся в довольно формальный обряд, о содержании которого не задумывается даже большинство священников. Собственно поэтому важно различать чин литии на вечерне и чин освящения хлебов, в традиции Русской Церкви перемешавшиеся друг с другом.

Согласно Типикону, лития является неотъемлемым атрибутом всякого Всенощного бдения, однако в большинстве случаев она воспринимается как особо торжественный элемент праздничного богослужения. Традиция служить литию на каждом воскресном бдении своим происхождением обязана лавре святого Саввы Освященного, зафиксировалась в Уставе Иерусалимском, откуда затем распространилась и на другие Церкви. Изначально чин литии был более обширный и предполагал литургические шествия между храмами, а также к мощам местных святых в дни их памяти. Мы видим, что прошения на литии перемежаются многократным пением «Господи помилуй», что отсылает нас к параллелям с сугубой ектеньей.

Изначально чин литии был более обширный и предполагал литургические шествия между храмами, а также к мощам местных святых в дни их памяти.

Если говорить о заупокойной литии, то сегодня она чаще всего воспринимается как требное богослужение, совершаемое по просьбе прихожан. Однако, как мы могли заметить раньше, заупокойное содержание является атрибутом вседневной литии. Согласно десятой главе Типикона, ее полагается совершать после утрени и чтения Первого часа. Сохранил современный Устав и древние традиции, так как, согласно его указаниям, начинать литию полагается с пения стихиры храма и чтения «Оглашения» преподобного Феодора Студита, посвященного распорядку жизни в его монастыре. В греческой традиции этот чин сегодня принято называть «заупокойным Трисвятым». Стоит сказать, что в некоторых храмах и монастырях служение вседневной литии возобновляют на период Великого поста – именно ради этого и принимают заупокойные «постовые» записки.

Иной характер имеет лития на Светлой седмице. Служить ее полагается не в притворе, а вне стен храма (или монастыря), при этом исход должен происходить в сопровождении хоругвей, икон и Креста. По содержанию она больше похожа не на панихиду, а на молебен, так как здесь полагается пение канона и чтение Евангелия. В прочие же воскресные дни Типиконом предписывается служение литии с пением стихир и чтением «Оглашения» Феодора Студита.

Итак, мы кратко разобрали очередную литургическую тему. Очень надеюсь, что она породит неподдельный интерес к православному богослужению, которое для многих современных христиан хранит еще немало интересных и спасительных тайн.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Лития. mir-angelica.ru / spzh.news

Просмотрено (107) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

День Победы

9 мая - День Победы (День Воинской Славы России)

79 годовщина Великой Победы!
8 мая 1945 года ночью фашистская Германия подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. На территории СССР уже было 9 мая. Великая Отечественная война закончилась. В этой войне погибали вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. И нет, наверное, ни одной семьи в России, в которой не потеряли родных и близких во время войны. Традиционно проводятся в этот день праздничные парады, возлагаются венки, а также совершаются заупокойные службы. Каждая страна празднует этот памятный день по-своему. Но скорбное молчание во время панихиды объединяет людей по всему миру больше, чем пламенные речи. Почтим же память погибших на поле битвы, в местах оккупации, в застенках политических и концентрационных лагерей минутой молчания. Не дай, Господи, чтобы подобное повторилось… далее Вечная память павшим в годы войны

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным, и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

10 мая - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы