Выбрать страницу

Тайна Великого канона, или Зачем конкретно каждому из нас необходимо покаяние?

Тайна Великого канона, или Зачем конкретно каждому из нас необходимо покаяние?

Если мы всмотримся внимательно в символизм Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, то увидим, что все библейские истории, которые словно маленькие короткометражки или новеллы заключены в один или несколько тропарей, и все те персонажи, библейские герои, которые были и есть живыми людьми, представляют собой целостную картину одного события – события еще несостоявшегося. А именно Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Во внутренней повествовательной динамике Великого канона всё движется к нему. И, соответственно, есть люди, которые уже спаслись, и есть люди, которые потерпели духовное поражение и оказались в аду. И есть мы – люди, которые стоят перед выбором ада и рая.

Чтобы спастись, т. е. попасть в рай, нам нужен ключ-метод. И преподобный Андрей Критский нам предлагает его. Это покаяние, или по-гречески «метанойя», перемена ума. В случае с православием это перемена ума от худшего к лучшему. Поэтому преподобного Андрея Критского называют «мистагогом покаяния» – учителем великого таинства, велией тайны, коей есть покаяние.

Но зачем нам нужно покаяние?

В песнопении «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», которое мы сейчас поем на каждой утрене воскресного всенощного бдения, есть такие слова: «На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́ и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х; но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечистоты́». Обратим внимание на слова «студными окалях грехми». Это переводится на русский язык как «я осквернил душу свою постыдными грехами». Но церковнославянский язык более глубок и точен. Слово «окалях» – это глагол, являющийся производным от существительного «кал». Т. е. «окалях» обозначает, что человек измазал свою душу фекалиями и нечистотами. И вот здесь возникает этот страшный образ. Нам мерзостно тело ими измазать. А душу?!

Что же это за нечистоты? Есть нечистоты естественные, физиологические. И, как правило, мы от них избавляемся, следуя правилам гигиены. Но есть нечистоты духовные, которые гораздо страшнее биологических фекалий. И это грех. Он тоже, если хотите, физиологичен. Только он имеет, как говорят святые отцы, тонкую, духовную природу. Как и душа. И вот эта душа загрязняется каждый день духовным калом-грехом. И если моется цивилизованный человек часто, то довольно часто он предпочитает грехи свои не замечать. И вот они собираются, собираются. День за днем, год за годом. И представим себе, что человек, к примеру, год не мылся. Страшное отвратительное зрелище. Но если он год не каялся, то внутри себя представляет такое же отвратительное зрелище. Он словно мусорный бак, будто помойная яма, забит духовными фекалиями. И вот в такой ужасной духовной нечистоте «окаляемый грехми» человек движется к своему итогу – к смерти. И ко встрече со Всевышним? Какое впечатление он произведет на Бога? Достоин ли он будет рая?

Наверное, нет. Поэтому преподобный Андрей Критский вслед за святым Иоанном Предтечей и Господом нашим Иисусом Христом вопиет: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! И в него вы можете не попасть. Потому что там чистота и свет. А вы темны и грязны.

Поспешите на исповедь, на причастие Тела и Крови Христовых, участвуйте в Таинстве Елеосвящения, становитесь на коленочки в молитвах преподобного Ефрема Сирина, чтобы очистить свою душу от кала, от скверны греховной. Чтобы в белой сияющей одежде предстать пред Любящим Богом.

И еще один интересный момент. В Синаксаре Недели о Страшном суде есть следующие слова: «Поскольку же теперь поистине полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, – то заметь, что к предстоящей неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней – конец всех дней и самого мира». Т. е. богослужениями подготовительных недель перед Святой Четыредесятницей ставится словно бы некая точка истории: «Всё. Конец».

И богослужения Великого поста – уже новая история. Нулевой отсчет. Об этом свидетельствует и паремия, читаемая в понедельник первой седмицы Великого поста на вечерне (в первый день Четыредесятницы). Это отрывок из первой книги Ветхого Завета – Книги Бытие. Первые ее стихи: «В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт. 1:1–13). Творение Богом мира.

Потому что время Великого поста – это время нового творения каждого из нас. Творения через Таинство Покаяния. Когда ты открываешься Богу – и Он смывает твой внутренний кал, чтобы в детскую невинность чистой души вошла благодать Божья и твое лицо просветилось, как солнце.

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (212) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

20 мая - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение... далее

Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 его учеников

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский был главой этих подвижников... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

23 мая — Апостола Симона Зилота далее »  Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы