Выбрать страницу

Опыт Божьего присутствия

Опыт Божьего присутствия

Человек склонен думать, что поститься не стоит: зачем поститься, зачем больше молиться, зачем посещать дополнительные службы, зачем делать все это?

Однажды его назвали «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви». Так о нем сказал Константинопольский Патриарх в 1344 году. Это замечание было сделано ему во время Церковного собора, из-за чего его бросили в тюрьму на следующие несколько лет. Человеком, который был «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви», был святитель Григорий Палама. Мудрая Церковь установила второе воскресенье Великого поста в честь этого святого. Почему же этого человека назвали «причиной всех беспорядков и волнений в Церкви»? Что такого ужасного он сделал?

Он вырос в Константинополе, в богатой семье, которая даже входила в круг императора. Но Григорий с юных лет склонялся к церковной жизни. Это неудивительно, ведь его родители любили Церковь. В молодости Григорий оставил комфортную жизнь и отправился на Афон, чтобы пройти обучение в монашеском молитвенном делании. Он посвятил всю свою жизнь Богу, потому что любил Бога и хотел служить Ему. Со временем он получил сан игумена – настоятеля одной из монашеских общин и стал очень уважаемым старцем на Святой Горе.

Настоящие сложности для него начались, когда на Афон приехал очень одаренный оратор и учитель, монах из Италии по имени Варлаам. Тот считал, что монахи на Афоне впустую тратят время в созерцательной молитве, когда им следует учиться. Он высмеивал подвижнический труд и жизнь монахов, их методы молитвы и их учение о Нетварном свете, переживаемом исихастами. Противореча традиционной позиции Церкви о том, что «богослов есть тот, кто молится», Варлаам ставил под сомнение достижение человеком через молитву близкого общения с Богом. Он оперировал тем, что Божество трансцендентно и пребывает в неприступном свете, и был убежден, что к Богу можно прийти только через философское, умственное познание, через рационализм.

Так что это привело к большому спору между монахами и особенно между святителем Григорием и Варлаамом. Почему был такой спор? Потому что Варлаам учил, что мы познаем и переживаем Бога через знание, через голову. Эта вера базировалась на рацио человека. Единственный верный способ познания вещей в ней лежит через разум, и это привело ко многим проблемам в западном христианстве и в конечном итоге к протестантской Реформации.

Проблема такой веры в том, что человек познает Бога только посредством логики, как если бы Бог был математическим уравнением. И в этом случае духовная работа и борьба, которые мы предпринимаем, становятся бесполезны. Здесь игнорируется тот факт, что на протяжении веков у неграмотных, но святых людей был истинный опыт общения с Богом через жизнь Церкви.

На протяжении веков у неграмотных, но святых людей был истинный опыт общения с Богом через жизнь Церкви

Варлаам ездил в Константинополь и останавливался в монастырях. Он отказывался от бдений, молитв и постов и не верил ни в какие духовные переживания. Короче говоря, он вел себя почти как современные христиане, в том числе и православные. Своим неправильным учением он вызвал раскол во всей Церкви, а затем обвинил во всем святителя Григория. Такого рода вещи случались и раньше и, вероятно, будут происходить всегда.

Святой Григорий Палама, напротив, учил о том, что мы безусловно можем познать Бога и что существуют две стороны этого познания. С одной стороны, конечно, ни один человек никогда не видел Бога, и никто не в состоянии постичь Его величие и славу. С другой, святитель Григорий говорил, что мы можем познать Бога через Его энергии: то, как Он ясно действует через наш мир и посещает нас. Он сравнивал познание Бога с солнцем. Бог подобен солнцу. Это Солнце никогда нельзя постичь или даже внимательно рассмотреть. И все же мы можем получать энергию от солнца, чувствовать тепло лучей, ощущать его свет и тепло.

Фото: monastery.ru

Святой Григорий не раз был заключен в тюрьму за отстаивание своего понимания веры. Возможно, однажды нам придется набраться мужества, чтобы пострадать за нашу христианскую веру. К этому можно подготовиться, оказывая любовь своим ближним и храня Божьи слова в своем сердце, становясь людьми молитвы и обучая этой молитвенной жизни своих детей.

Святитель Григорий учит нас, что можно впитать Божью любовь и благословения, если подвизаться в молитве. Это не происходит само собой, а приходит по милости Божией. Бог хочет общаться с нами через молитву, поскольку молитва – это не медитация и не интеллектуальное упражнение, а именно общение с Ним.

Бог хочет общаться с нами через молитву

Сегодня Церковь нам напоминает, что мы можем опытно ощутить Бога, что Он – не теория, спрятанная в книге. Образование и научные степени могут быть какими угодно, но опыт чистой молитвы является истинным учителем. Человек склонен думать, что поститься не стоит: зачем поститься, зачем больше молиться, зачем посещать дополнительные службы, зачем делать все это? Святой Григорий Палама отвечает нам: эти вещи открывают нас для переживания присутствия Божия. Так что продолжайте свою борьбу, она действительно того стоит. Слава Богу во веки веков. Аминь.

Священник Иаков Гиргис
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Out of Egypt
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (132) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы