Выбрать страницу

Карта явлений Воскресшего Христа: почему святых жен-мироносиц называют апостолами для апостолов

Карта явлений Воскресшего Христа: почему святых жен-мироносиц называют апостолами для апостолов

Если вы часто бываете в субботы на воскресных всенощных бдениях, то, наверное, заметили, что на утренях читаются одни и те же евангельские зачала, которые сменяют друг друга и читаются по кругу практически во весь год за редкими исключениями.

Это действительно так. Всего данных евангельских зачал (отрывков, выражаясь современным языком) – одиннадцать. Они читаются с первого по одиннадцатое. И так круглый год. Эти зачала еще называются среди священнослужителей и церковнослужителей «воскресными евангелиями». Будем мы их называть тоже так. Данная формулировка довольно точно отражает их суть.

Воскресные евангелия представляют собой последние главы всех четырех Евангелий, где повествуется о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа и Его явлениях святым женам-мироносицам и апостолам.

Они являются для человека, участвующего регулярно в богослужениях воскресных всенощных бдений, словно бы ретроспективой-обзором событий, связанных с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа: складывается целостная картина Воскресения Христова и всех событий, связанных с Новозаветной Пасхой.

Обратимся же и мы к воскресным евангелиям, чтобы прояснить для себя события той великой ночи и начала того Святого Дня, Который сотворил Господь и в Который «возрадуемся и возвеселимся» (см. Пс. 117:24).

Добрая половина евангельского повествования о явлениях, связанных с Воскресением Господним, происходила примерно в одно и то же время. Около, быть может, трех часов очень раннего утра воскресного дня. Это несколько напоминает фильм, принцип построения которого: множество действующих лиц, совершающих определенные поступки в одно и то же время либо с разницей в довольно короткое время – час, быть может, два. И примерно на небольшой территории, очерченной следующими пунктами: Гроб Господень и Сионская горница. И вот на этой территории в короткий временной интервал и на сравнительно небольшом расстоянии действуют несколько групп людей, которые реагируют на несравненное, мощнейшее и невиданное доселе удивительнейшее событие, коренным образом изменившее всю вселенную – Воскресение Христово.

Всмотримся же в их действия, чтобы и нам стать сопричастниками этой священной пасхальной тайны, оживотвориться и насладиться ею.

Группа женщин, сопровождавших Господа нашего Иисуса Христа и Его учеников (во время земного служения Спасителя), очень рано утром, еще перед рассветом идет ко гробу, чтобы отдать последнюю дань своему Учителю, совершить над Его телом последний иудейский церемониальный обряд, намазав тело специальными ароматическими благовониями сложного и драгоценного (стоящего немалых денег) состава, который в Евангелии получил название «ароматы» (см. Мк. 16:1 или Лк. 24:1). В церковной традиции эти благовония-ароматы также получили название «миро». Вот почему и женщин этих стали именовать в истории Церкви мироносицами. Само слово «миро» в переводе с греческого языка обозначает «ароматное масло». Как правило, оно было очень дорогостоящим. Вспомним Евангелие от Иоанна: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:3, 6). Из этого отрывка мы видим, что миро было очень дорогим. Ведь динарием называлась римская монета (от лат. dēnārius – состоящий из десяти). Сама монета весила 4,5 грамма серебра. Триста динариев – это уже почти полтора килограмма серебра. Т. е. довольно большая сумма.

Из этого следует, что святые жены-мироносицы и в материально-финансовом, и в духовном смысле несли Господу самое дорогое: свое имущество и свои жизни. Ведь они знали, что гроб завален тяжелым камнем. Им его не поднять. Поэтому жены спрашивали друг у друга: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:2). Кроме того, на камень, который был дверями во гроб, была наложена архиерейская печать, сломать которую означало пойти против власти священников, старейшин и князей иудейских. И стать для своего народа преступником. Кроме того, воинский патруль стерег Гроб Господень и к нему никак невозможно было подобраться.

Т. е. святые жены-мироносицы знали, что им невозможно было попасть в гроб и получить доступ к телу Спасителя, Возлюбленного их Раввуни.

Но они всё же идут. Это и отличает женщин от рациональных мужчин. Ученики Христовы знали, что невозможно было пробраться ко Гробу, они и не пошли. Но женщины пошли, вопреки обстоятельствам. Потому что не могли не пойти, слишком много было внутри их сердец горя, веры, надежды и любви, которые дарили им высочайшую небесную софос-мудрость. И они пошли.

Они не могли пойти в субботу. Потому что следовали ветхозаветному закону пребывать в покое в субботу: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:55, 56). Заповедь же эта ветхозаветная, 4-я из десяти заповедей, преподанных Господом святому пророку Моисею на горе Синай: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11).

Но они едва могли и дождаться утра. Поэтому еще глубокой ночью, перед рассветом отправились в путь ко Гробу Господню. В Святом Евангелии сохранились имена этих женщин. Наиболее подробны в их перечислении святые Марк и Лука (см. Мк. 16:1 и Лк. 24:10).

Вот имена святых жен-мироносиц, спешивших в тот предрассветный час ко Гробу: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Иаковлева и Саломия.

Святая Мария Магдалина происходила из галилейского города Магдала, расположенного на берегу Генисаретского озера. Церковное Предание указывает на то, что она вела грешную жизнь до знакомства со Спасителем. Это падение привело к тому, что в ней поселилось семь бесов, которые изгнал Господь наш Иисус Христос (см. Лк. 8:2). Мария покаялась и пошла вслед за Сыном Божиим, верно служа Ему и святым апостолам. Очевидно, что силой своей веры и преданностью Христу она выделялась среди прочих жен мироносиц, потому что о ней часто повествует Евангелие.

Святая мироносица Иоанна – богатая женщина, жена чиновника высокого ранга Иродова домоправителя Хузы. По преданию, она пошла за Христом, когда Спаситель исцелил ее сына (см. Ин. 4:46–54).

Святая мироносица Саломия – по Церковному Преданию, была дочерью святого праведного Иосифа Обручника, супругой Зеведея и матерью «сынов грома» – апостолов Иакова и Иоанна.

Святая жена-мироносица Мария Клеопова (Иосиева), Иаковлева, Иосиева – жена Клеопы (Алфея), являвшегося младшим братом Иосифа Обручника. По преданию, именно Марию Клеопову называют матерью апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Также в Евангелии сказано, что вместе с перечисленными женщинами были «и другие с ними» (Лк. 24:10). Имена их не указываются.

Пока они идут, происходит в их рядах событие, описываемое подробно именно в Евангелии от Иоанна, в двадцатой его главе. Это связано с тем, что на закате земной жизни святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и святая жена-мироносица Мария Магдалина жили в одном городе Эфесе. И в Церковном Предании говорится, что первая половина двадцатой главы Евангелия была записана святым Иоанном именно со слов Марии Магдалины. Этот текст повествует о том, что с нею происходило.

Святитель Иоанн Златоуст пишет о равноапостольной Марии Магдалине то, что она пламенела «самою нежною любовью к Учителю», а святитель Филарет (Дроздов) говорит, что у нее была «сила любви и благодарности к Божественному Спасителю, сила святого сострадания к Святому, безвинно пострадавшему». Как указывает святитель Димитрий Ростовский в книге, дополнившей Четьи-Минеи и называвшейся «Приложения. Жития святых», в главе «Явления Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении»: «Мария Магдалина, исцеленная Господом от тяжкого недуга беснования… опережает на пути прочих жен… И она прежде всех, когда еще было темно (Ин. 20:1), достигает гроба; увидев сквозь ночную мглу, что камень отвален от гроба, Мария Магдалина, не теряя минуты, сейчас же побежала с вестью об этом к ближайшим ученикам Господа, Петру и Иоанну».

Об этом мы читаем в начале двадцатой главы Евангелия от Иоанна. Мария видит, что камень отвален от гроба. Она настолько поражена увиденным, что не решается войти во гроб, но бежит обратно – к ближайшим ученикам Христовым (святому первоверховному апостолу Петру и святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову), чтобы сообщить им чудную весть о том, что произошло нечто непонятное и необъяснимое.

В это же время, когда Мария спешит обратно от гроба в дом, где пребывали апостолы, гробовой пещеры достигают остальные жены-мироносицы. Им уже является святой Архангел Гавриил, который сидит на камне в сиянии и благовествует следующее: «…Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф. 28:5–7).

Здесь, во-первых, святой Ангел подготавливает женщин (а через них апостолов) к тому, что Христос Воскрес. Они видят очевидное чудо. Они видят небесного духа-посланника, который благовествует им о свершившемся Божественном явлении. И здесь, конечно, нужен был не пророк, не человек, но именно святой Ангел, чтобы эти люди поняли, что совершилось неотмирное и Божественное действие. Почему же не Христос им является первым? Потому что для них Спаситель был все-таки Человеком, многие из них не видели сквозь человеческое естество в нем Господа. Но здесь совершенное неотмирное существо – один из высших Ангелов, сияющий Божественной славой, – свидетельствует им, что Христос – это Господь и в то же время Человек, Который воскрес из мертвых. Это и сегодня сложно постичь, спустя тысячи лет христианства. А тогда понадобился именно небесный вестник-Ангел для того, чтобы подготовить и утвердить и жен-мироносиц, и через них апостолов к благой вести Воскресения Христова.

Почему же Ангел велит им идти в Галилею? Во-первых, для многих из них она была родным домом. И там они провели счастливые дни, вбирая в себя, словно младенец молоко матери, Божественное слово Спасителя. Во-вторых, именно в Галилее можно было более спокойно собраться большому количеству учеников, чтобы не быть подвернутыми гонениям от иудеев и римских властей.

Пораженные женщины повторяют путь святой равноапостольной Марии Магдалины: они бегут назад – к апостолам. Но по дороге, как повествует святой апостол и евангелист Марк, их одолевало искушение ничего не говорить апостолам (см. Мк. 16:8). Это искушение вполне понятно. Воскресение из мертвых – слишком необычное событие. Они не могли вместить его, переварить его. И здесь их наставляет Сам Господь наш Иисус Христос. Он им является на пути к ученикам. Вот как это было: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:9, 10).

Т. е. Господь уже Сам является святым женам-мироносицам и говорит почти то же, что говорил святой Архангел Гавриил. И в их душах теперь совершается спасительный переворот. Они веруют в Воскресение Христово. И воспринимают Его не как духа-призрака, но как Живого Бога, потому что кланяются Ему земно и прикасаются к Его ногам в величайшем благоговении, удостоверяясь, что Он действительно воскрес телесно. О, сколько в этом действии любви! Сколько страха Божия, сколько благоговения, радости и священного трепета! Как это напоминает женщину, которая утирала власами ноги Христа и слезами умывала их (см. Лк. 7:37, 38). Как в этот священный момент перерождает и воскрешает их души Христос от великой земной скорби в великую небесную радость! Святой момент! Святая ночь! Светоносный день Воскресения Христова! В этот день Пасхи Новозаветной ворвались жены в Сионскую горницу и воскликнули впервые в мире апостолам эту великую благую весть, которая является сердцем Евангелия и Его душой: «Христос Воскресе!» Воскликнули они всему миру, всей вселенной. И стали апостолами для апостолов.

И как для святых жен-мироносиц, так и для нас звучат из уст Самого Бога эти священные и воодушевляющие слова: «Радуйтесь и не бойтесь!» Потому что побежден ад, побеждена смерть, упразднен грех. Открыты двери в рай. В Царство Небесное. И Господь говорит всем нам: «…И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). И Он это не просто говорит, но клянется, что Он с нами во все дни до скончания века. Потому что слово «Аминь» – это клятва. С еврейского «Да будет так!». А клятва Бога нерушима. И мы возрадуемся тому, что Господь с нами!

И, как поется в ирмосе пятой песни Пасхального канона, «вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща». Потому что истинное миро, которого требует от нас Бог, – это любовь к Нему нашего сердца. Любовь и молитва. И, быть может, вся наша жизнь – это внутреннее путешествие сквозь тьму личных грехов и испытаний мира ко Гробу Христа, где нас уже ждет Он, Просвещающий и уничтожающий нашу смертную тьму, внутри же гробов наших душ, Восстающий, как правды Солнце, и воскрешающий, воссияющий нам и в нас жизнь!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (51) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

АНТИПАСХА

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
АНТИПАСХА. Фомина неделя или уверение апостола Фомы. Первый воскресный день после Праздника Пасхи, в церковном словаре носит название Антипасха. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть... дальше

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 маяРадоница далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы