Выбрать страницу

О молитве «за упокой» о недругах и сглазе. Суеверия, которые маскируются под православную традицию

О молитве «за упокой» о недругах и сглазе. Суеверия, которые маскируются под православную традицию

Обычно считается, что суеверия связаны с непросвещенностью и невежеством народных масс. В общем-то так оно и есть. Вместе с тем научно-технический прогресс шагает семимильными шагами, образование и самообразование актуальны как никогда — но суеверия в обществе процветают по-прежнему. Они трансформировались и приспособились к самому прогрессу, проникли в школы и научно-исследовательские институты. И существуют даже в церковной среде. Но где грань между суеверием и народной традицией? На вопросы наших читателей по этой теме отвечает протоиерей Владимир Гофман.

— В храме ко мне подошла старушка, сказала, что плохо видит, и попросила прочитать молитву, которая была у нее в кармашке, у иконы целителя Пантелеимона. Я прочитала. Когда рассказала об этом своей давно уже ходящей в церковь родственнице, та сказала, что нельзя в церкви ничего ни у кого брать, читать и так далее, так, мол, наносишь себе вред. Так ли это?

— Можно много лет ходить в церковь и оставаться при этом суеверным человеком. Почему? А потому, что изначально такие люди относятся к храму и к тому, что там делается, по-язычески. Они не стремятся хоть что-то узнать о вере, о богослужении, не читают Библию. Об учении Христа, о Его Жертве на Голгофе имеют смутное представление, Бог для них как идол для язычников, которому нужно время от времени приносить жертву, чтобы не наказал. Потому и выдумывают какие-то запреты, не имеющие к православию никакого отношения. Какой вред можно нанести себе в церкви, в доме Божием? Разве только уподобиться таким суеверным, далеким от христианства людям и тоже ничем в богослужении и церковных таинствах не интересоваться. К сожалению, таких в храме много, самого разного возраста, они любят пугать новичков разными придуманными от ветра в голове «правилами», большей частью запретительного характера — «это нельзя и то нельзя». Если хотите что-то спросить, то спрашивайте у священнослужителей,— не у бабушек, стоящих у подсвечников.

— Когда началась СВО, мне стали регулярно приходить от знакомых пересланные сообщения с просьбами помолиться за наших воинов. Прилагается обычно большой список имен и «сильная» молитва. Хочется помочь ребятам, но что-то в этом меня смущает. Как быть в этой ситуации? Что значит «сильная» молитва?

— И хорошо, что смущает. Это религиозное чувство подсказывает, что здесь что-то не то. Помолиться о воинах, как и о своих близких, конечно, хорошо. И молитвы бывают разные, потому что составлены святыми людьми в разное время. Церковь приняла их как канонические, то есть проверенные, отвечающие сути христианского учения. Молитвы эти обращены к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым угодникам. И каждая из них имеет определенную силу. Но ходят в среде суеверных людей придуманные неизвестно кем тексты, называемые молитвами. Они не канонические, часто в них примешиваются слова из заговоров. Вы не найдете их в молитвословах, одобренных Церковью к изданию, они переписываются от руки или печатаются так называемым «самиздатом». Такие тексты невоцерковленные люди и называют «сильными молитвами». Никакой особой силы в них, конечно, нет. Для православного человека вполне достаточно тех молитв, которые благословлены церковной иерархией. Появляются и новые молитвы, как, например, о мире на Святой Земле, о защитниках Отечества на полях брани в ходе СВО, но и они утверждаются священноначалием. Поэтому, если вы хотите сугубо помолиться за воинов, спросите молитву и благословение у священника вашего храма.

— Слышал, что о своих недоброжелателях можно молиться «за упокой», тогда якобы ты насолишь им, привлечешь беды на их голову. Правда ли это? И еще вопрос, должен ли православный христианин молиться за всех? Не только близких, но и за всех окружающих. Так ли это: чем больше людей, за которых ты молишься, тем лучше?

— Это тот случай, когда количество не переходит в качество. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного…» (Иак 5:16). Мы молимся, прежде всего, за тех, кого знаем, кто нуждается в нашей молитве, но если добавляем в молитву прошение за всех людей, ничего плохого тут нет, напротив, для души молящегося очевидная польза. И уж никак не укладывается в голове, чтобы христианин мог молиться о привлечении на кого-то беды. Христос умер за всех нас, Он всем указывает дорогу в Царствие Небесное. Более того, Господь призывает: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного… Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?..» (Мф 5:44–47). Вот какими мы должны быть в глазах Божиих. Или для нас это новость? Или не читаем мы Евангелие?

— Внезапно заболев или столкнувшись с чередой неприятностей, люди нередко говорят, что их сглазили (навели порчу). Такое сейчас происходит с моей соседкой. Она уверена, что ее проблемы — дело рук людей, желающих ей зла. Существуют ли сглаз и порча на самом деле?

— Пока жив, человек болеет, — придет время — и умрет. Это закон природы. Так почему же некоторые суеверные люди ищут причину своих недомоганий в происках неких врагов, будто бы сам человек и заболеть-то не в состоянии? Что тут сказать? Живут не по-христиански и думают не по-христиански. Порча, сглаз, колдовские чары — вот, оказывается, откуда все болезни. Дикость какая-то! Я не говорю, что нет людей, желающих кому-то зла. Они есть. Как есть и те, что занимаются колдовством. Ну и что? Разве могут какие-то чары повредить христианину, который молится, причащается Святых Таин, делает добрые дела? Или диавол сильнее Бога? Нет, конечно. Так может ли кто-то повредить человеку? Может только в одном случае — если он не защищен, то есть живет без Христа. Ну, тогда самого себя надо винить, — не соседку-колдунью. Нет никакой порчи и сглаза, есть наше позволение темным силам что-то сделать с нами. Приведу слова преподобного Паисия Святогорца: «Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой».

— Мы купили дом в деревне. На крылечке нашли крестик, но не обычный, — как будто самодельный, ручной работы, медный. Как нам лучше с ним поступить? Слышал еще, что в доме нельзя оставлять иконы, кресты и другие предметы, связанные с религией, оставшиеся от прежних владельцев.

— Это еще одно очередное суеверие. Нательный крестик — знак принадлежности человека к Церкви Христовой. Как он может кому-то повредить? Повредить человек может себе только сам — грехами, неверием, нелюбовью к людям. Положите найденный крестик на полочку, где стоят ваши иконы, и пусть себе лежит. Доброе дело — не дать святыне быть попранной.

— Недавно умер дедушка, с которым мы жили вместе. Я постирал его вещи, в которых он умер, чтобы потом раздать их нищим. Но родные упрекают меня, говорят, что все дедушкины вещи и кресло, в котором он умер, нужно обязательно сжечь. Но это же суеверие? Как поступить?

— Как поступить, это решать вам. Вы правильно понимаете, что сжигание вещей усопшего — суеверие. Конечно, можно и сжечь, если не в ритуальных целях, — просто за ненадобностью. Но если вещи еще могут кому-то послужить, то и слава Богу.

— В интернете иногда читаю разные предсказания, например, гороскопы. Просто чтобы отвлечься, сразу забываю, что прочла. Никакого значения прочитанному не придаю. Я не хожу к гадалкам, не интересуюсь приметами. Но когда читаю положительное предсказание (а читаю только такие), начинаю успокаиваться. Ведь это не грех?

— Это не грех, но подготовка к нему, то, что в православии называется прилогом. Святые отцы говорили, что даже внезапное, казалось бы, греховное деяние или падение происходит на самом деле далеко не случайно. Оно начинается с прилога, попытки проникновения греха в душу. Это начальная мысль, первое движение сердца, практически невольное. Если не обратить на него внимания, забыть, то прилог уходит. Но если греховная мысль осталась в памяти, то происходит следующая стадия — «сложение» или «сочетание с помыслом». Но и в этом случае греховный помысл все еще можно победить. А вот дальше наступает «услаждение», когда мы отдаемся во власть греха. За ним приходит решимость и наконец совершение греха. Так рассматривали грех святые отцы. Вот так все начинается с безобидной мысли или увлечения.

Подготовила Надежда Муравьева
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: nne.ru

Просмотрено (96) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

18 мая - Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудотворная икона Богородицы, дарованный Богом в 1878 году. Славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 мая — Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» далее »

19 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

20 мая — Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме далее » Прпп. Иоанна Зедазнийского и 12 учеников его далее »

21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее »

22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы