Выбрать страницу

Блажен, иже и скоты милует…

Блажен, иже и скоты милует…

О жизни и смерти животных и о христианском отношении к домашним питомцам зашел разговор со священником Александром Невзоровым.

Отец Александр, в Ветхом Завете говорится, что собака – нечистое животное. У евреев самым большим оскорблением было сравнение с псом. Почему нечистое? В то время животные разделялись по принципу: можно есть – нельзя есть. При чем тут собака?

– Есть установление религиозного порядка, допустим, у иудеев собака является нечистым животным, у буддистов – кошка. Но мы знаем, что вся тварь, которая была сотворена Богом, – она вся чиста. И только в определенные временные промежутки некоторые виды животных были запрещены к употреблению.

Но собака же не рассматривалась с продовольственной точки зрения?

– Не рассматривалась, но в Ветхом Завете есть очень много мест, где слово «пес» связано с отрицательным контекстом. «Пес всегда возвращается на свою блевотину», – вот такие образы. Трудно сказать, почему. Любое животное обладает определенными свойствами. Человек для того, чтобы себе облегчить жизнь, одомашнил многих животных. Коровы стали молоко давать, на лошади ездить стали. Собаки охраняют, но в то же время они и злобные, могут и кусаться, и нападать – вот и образ такой. Не назовешь же нечистым животным какую-нибудь овцу или крокодила – он живет своей жизнью и все. По-видимому, те писатели ветхозаветные, чтобы обличить какие-то пороки в людях, сравнивали их с теми животными, которые наиболее подходили под этот смысл. Та же свинья: она никогда не может поднять голову вверх, в небо, всегда копошится в какой-то грязи – такой образ сложился.

В Новом Завете деление на чистых и нечистых упразднено, но у христиан так и осталось мнение, что кошка – чистое создание, а собака – нет. Почему?

– Это просто традиции, которые остались. Религиозных объяснений не найдешь. Бог сотворил, вернее, дал команду земле, которая из себя вывела весь этот животный мир. Человеку дана была возможность дать названия этим животным – он властелин, он властвует над ними. По нашему восприятию православному, нет нечистых животных. Но есть определенные ограничения к этим животным по другим совершенно причинам, не религиозным. Из чисто прагматических соображений: туалета, шерсти, лая и так далее. Собака – она всегда охраняла, она всегда была внешним. Зачем собака в храме? Кошке тоже бы делать нечего там, но кошка ловит мышей. И естественно, по этой причине кошек иногда в храм пускали. То есть это чисто прагматическое применение.

Есть мнение, что в собаку достаточно легко могут вселиться злые духи. Будто из-за этого животное нападает на посторонних людей и даже на своих домочадцев. Как вы это прокомментируете?

– Я думаю, что вселяться злые духи могут, если есть на это дело какой-то промысл Божий – ну как по слову Божьему в стадо свиней вселились, и оно всё в озеро прыгнуло. Но собаки нападают на людей не из-за того, что кто-то в них вселился, а из-за того, что неправильно воспитаны.

Самые правильные в этом понимании – кинологи. Они, с одной стороны, животных любят, с другой стороны, у них очень строгое отношение к животным. Поэтому у кинолога никогда собака не будет кидаться на кого-то, лаять, тем более на хозяина. И эти основы должны знать все, кто берет в дом животное, чтобы не навредить ни себе, ни другим. Собака всегда должна понимать, что она в подчиненном состоянии, у нее всегда должен быть хозяин.

Когда в доме хозяином является собака – это уже беда всем.

Есть ли у животных душа?

– Если взять догматическое богословие, то какого-то определения там нет. Еще раз напоминаю из повествования о сотворении мира: там написано «душа живая». То есть, души есть, они получили их от земли. Но человек был создан по-другому: была взята плоть из земли, но душу живую вдохнул в человека Сам Бог. Поэтому наша душа отличается от душ всех животных.

Душа животного имеет определенные границы: инстинкты, хотя есть и более развитые животные, такие как собаки, лошади, у которых интеллект развит. Они имеют привязанность, любовь к хозяину, обиду, память – они все это имеют. Распадается ли душа животного после смерти, такого учения нет. Ну вот представьте: мы сейчас живем, и нас окружают животные. Будет Новый Мир – и что, животных не будет, что ли? Или будут только те животные, которые будут во время Страшного Суда? Кто об этом знает? Не сказано четко. Имеются разные мнения на уровне версий, не более того.

Божьи твари жили в Раю еще до Адама и Евы. А все, что было до грехопадения людей, нетленно. И почему вообще животные должны расплачиваться за грехопадение человека?

– Человек создан по образу и подобию Божьему, а душа любого животного, вся тварь подчинена человеку. Грехопадение человека повлекло падение всего тварного мира, земля была проклята, и сама земля, и травы, которые на ней произрастают, и все, кто на ней проживает. Тварь спасается через спасение человека, если спасается человечество, и для твари это тоже благо.

Здесь не вопрос вины, а вопрос последствий. От грехопадения человека природа поменялась. Человек весь мир утянул за собой. По-видимому, в Раю животные никогда не нападали на человека, а сейчас у нас любое животное, которое не домашнее, или убежит от человека, или начинает защищаться. Человек и внешний мир стали более агрессивны друг к другу.

Некоторые священники заявляют, что если в доме живет собака, его нельзя освящать. Как вы к этому относитесь?

– Этот вопрос больше для городов встает. Потому что в сельской местности ни одному человеку в голову не придет, чтобы собака жила дома. Зачем? У нее есть конура, свое жилище. А в городах куда денешься? Освящаем.

Но полагаю, есть священники, которые к этому относятся отрицательно и не освящают. Но это их выбор. Такого запрета нет. Сейчас встречаются случаи, когда некоторые одинокие люди содержат большое количество кошек и собак у себя дома. И, наверное, действительно, ни один священник не пойдет освящать жилище, в котором эта вонь, грязь, как в хлеву. Священник скажет: ты сначала свое жилище убери, чтобы оно подобало человеческому, а потом уже освящай.

Завести собаку, а потом выбросить на улицу – это грех?

– Я считаю, что это грех. Потому что любой человек, который взял на себя ответственность за другое существо, его обязан кормить, выгуливать. Животное подчинено человеку. Если животное живет в дикой природе, оно может себя прокормить, а если одомашнено и не может этого делать, ответственность за него несет человек. И когда мы их выгоняем, они наполняют, например, стаи диких бродячих псов и в конечном итоге могут кого-то погрызть. И ты в какой-то мере невольно станешь соучастником, потому что твоя собака в числе этих животных.

Заколоть курицу – не грех, заколоть свинью – не грех, а убить собаку?..

– Смотрите: «заколоть, заколоть, убить». Мы же не говорим «убить курицу, убить овечку». Мы говорим «заколоть». А про собаку так не говорим, потому что в нашей традиции нет убийства собаки ради того, чтобы использовать ее в пищу. В каких случаях собаку убивают? Если она бешеная. Раньше в деревнях собаку убивали, если она начинала нападать на домашнюю скотину. Но когда человек убивает животное по причине своей ненависти, страсти – это, конечно, грех. Это состояние, когда человек не имеет любви. Как святые отцы говорили, например, Оптинские старцы, что комара жалко убить, потому что душа живая.

То же самое – охота. Если раньше охота была необходимостью для пропитания, то сейчас это хобби: едут, стреляют, даже загоняют на вертолетах. Это уже ненормальность. А когда ты убиваешь беззащитное животное, сам человек в первую очередь страдает – он свою душу ранит этим.

Иногда бывает оправданным, когда усыпляют безнадежно больное животное: это не эвтаназия, так как речь идет не о человеке. У человека и в смерти есть смысл определенный, и переход в вечность нужно пережить. А для собаки смысла в ее страданиях уже нет, поэтому вполне нормально, когда ее жизнь ограничивают, чтобы она не мучилась.

Отец Александр, у вас у самого есть домашние животные?

– Да, мы с семьей специально ездили в приют, я брал двух собак в деревню. Это переживания – как в детский дом сходить. На тебя смотрят сотни глаз. Кому-то, кажется, ты не нужен, они бегают, кто-то боится к тебе подойти, с десяток к тебе подходят, в глаза заглядывают, и кто посмелее, передними лапами на тебя прыгают: возьми меня! возьми меня! Я там минут 30-40 только выдержал.

В приюте кого только нет: и хромые, и безногие, маленькие, большие. Я не знал, кого взять. И девушка-волонтер стала мне рассказывать про собак. Одну собаку она выходила, та умирала. Казалось бы – чего мучиться, умри и всё. Она ее выходила. Вот ее забрал. Вторая собака настолько прилепилась, прижалась к ноге – и все, не отходила. Ее из-за этого взял.

Все эти животные в приюте ждут. Многие жили в семьях, они привыкли к общению, к ласке.

Некоторые собаководы своих питомцев любят больше, чем людей. Почему это происходит?

– Есть заповедь: возлюби ближнего. Нам эту заповедь выполнять очень тяжело, потому что ближний не хочет нас любить. Да и мы особо и не знаем, как возлюбить. И вместо того, чтобы находить общий язык с ближними, нам гораздо приятнее находиться в обществе домашних животных. Потому что животное – хоть кошка, хоть собака – его погладил, и оно тебе всегда отвечает лаской, руки оближет, будет хвостом вилять. Какой бы ты ни был, он всегда будет тебя любить.

Но вообще это беда, это боль, одиночество. И отчасти человек сам в этом виноват, когда не смог научиться любить других людей. Когда ты не любишь других, тебя очень часто тоже никто не любит. И от таких все шарахаются.

Показывают по телевизору бабушек, у которых по двадцать кошек и собак: они одинокие, живут вне социума, не общаются ни с кем, у них единственная отдушина – эти животные. Их не осуждать ни в коем случае – это беда, что человек заповедь «возлюби ближнего» не смог реализовать.

И собак бродячих жалко, и людей, на которых они нападают. Как вы думаете, какой может быть выход?

– Эта сфера ответственности человека, наша общая ответственность, всего общества. Начать с того, чтобы не выкидывать животных на улицу. Я сейчас в деревне живу, к нам дачники приезжают со своими собаками, и очень часто когда уезжают в город на зиму, собак они оставляют в деревне. Ну, вроде, деревня, прожить можно, может, где-то прибьются. И эти псы сбиваются в стаи, а у стаи – свои инстинкты.

Люди берут собаку для удовольствия, а потом видят: ее нужно выгуливать два раза, утром и вечером, хочешь или не хочешь – надо вставать и идти. Дождь не дождь, снег не снег – вставай и иди. Надо кормить, ухаживать, воспитывать, а она может лаять – с собакой тяжело жить дома. И поэтому человек как для удовольствия взял, так же для собственного удовольствия и выкинул. Понятно, что не все это делают. Но кто-то же делает.

Первая задача – общества, вторая – властей, нужно наладить помощь приютам для животных. И самое главное – чтобы все это дело было гласным, чтобы законы работали. Если есть закон, который наказывает за жестокое отношение, пусть он работает. Чтобы люди хотя бы под страхом наказания не позволяли себе выбрасывать, калечить животных.

Беседовала Светлана Бацан

Публикация газеты «Челябинские епархиальные ведомости»
Источник: Приходы

Фото на заставке: prichod.ru

Просмотрено (104) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

Скоро праздник

8 мая - Апостола и евангелиста Марка

Апостол Марк - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Был учеником апостола Петра. Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Написал вторую книгу Нового Завета и самое короткое из четырёх Евангелий... далее

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы