Выбрать страницу

Се время благоприятное, се ныне день спасения

Святая и великая Четыредесятница – светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время.

«Се время благоприятное, се ныне день спасения», – такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6, 14), – говорит Христос в Евангелии.

Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, – чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

Подвиг покаяния, по учению отцов Церкви, очищает сердце человека. «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9), – говорит божественный Давид в Псалтири. Сам путь покаяния сопряжен с сердечным сокрушением, с душевной болью, слезами и сожалением о соделанных грехах. Однако только такое покаяние приносит свои сладостные плоды, потому что лишь такое подлинное покаяние «смывает» с нас бремя греховности. Сердце, предочищенное покаянием, снова посещает Божественная благодать, которая нас обновляет, облегчает нашу совесть и возвращает нас в состояние первозданности, к тому, какими нас создал Бог, творя по Своему образу и подобию. Вот в чем заключается покаянный подвиг святой Четыредесятницы.

Телесный пост, бдение, множество долгих богослужений и стояние на них, коленопреклонения – все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет ее и просвещает.

В самом начале подвиг покаяния можно уподобить попаляющему огню, сжигающему в человеке все ветхое, он оставляет в душе некое томление; потом, когда христианин упражняется в покаянии постоянно, этот огонь уже не обжигает, но превращается в свет, который его просвещает, услаждает и извещает, что Иисус Христос простил его и Сам является Сладчайшим Светом, по сравнению с Которым все мирские блага меркнут.

Так давайте же приступим к этому подвигу с большой ревностью, а не с малодушием и трусостью. Человек трусливый нисколько не преуспеет на сем пути, потому что он нисколько не причастен к Царствию Небесному, так как полагается только на свои собственные силы. Он забывает о Всемогуществе Божием, он забывает о том, что говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13); и еще: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27); и еще: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Я всё могу – не сам по себе, конечно, и не своими силами, но силой Христовой, которая меня укрепляет. С такими мыслями и радостным настроением мы должны приступить к этому благословенному подвигу; святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: мы, подобно львам, готовящимся к прыжку, даже и помыслить не должны, что не выдержим подвига Великого поста.

«С нами Бог», – поется на великом повечерии, а если Он с нами, то нас не оставит, но даст нам силы. Дай Богу свое доброе расположение, и получишь от Него силу совершить дело спасения своей души, а не только пройти весь Великий пост.

Если же нам по телесной немощи не удается держать пост так, как это предписывает Устав Церкви, то мы должны взять благословение у духовника на послабление поста, нисколько не смущаясь, так как в Церкви существует такое понятие, как икономия (то есть бережное отношение к кому-либо или чему-либо).

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя? Для смирения от человека не требуется, чтобы он был молод и полон телесных сил. Ему нужно лишь иметь смиренное о себе мнение, всеми силами избегать греха и постоянно иметь сердце сокрушенное. Мы все, молодые и старые, здоровые и больные, можем привлечь в свое сердце благодать, рождающуюся от смирения. То, что требует от нас Господь, – это наше сердце: все его желания и любовь должны быть устремлены к Богу – «сыне, даждь Ми сердце твое». Нам удастся это, если мы освободимся от самих себя и от страстей, связывающих нас. Пост является на этом пути только первой, но очень необходимой ступенькой, которая возводит нас к мужественному состоянию, в котором мы «обрываем» всю связку страстей. А потом мы с большим дерзновением в духовной борьбе сможем избавиться от злобы, лукавства и всего того, что очерняет икону Божию – человека. Но всем нам, повторю еще и еще раз, необходимо приобрести смирение. А о том, как достичь смирения, очень много написано в аскетической литературе.

Человек смиренный с легкостью может покаяться в своих грехах, помолиться, вернуть здравое состояние души и тела. Гордый же покаяться не может. Он не может трезво оценить действительное положение вещей: понять, что он нуждается в поддержке Бога. Гордый никогда не испытывает чувства вины. Он всегда прав, он никогда не скажет «Прости», он все время оправдывает себя. И что еще хуже, в его жизни нет Христа. Христос в сердцах тех, кто смиренно признаёт себя грешником и кается, но никакого места для Него нет в сердце, исполненном гордости. «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6), – сказано в Священном Писании.

Давайте примем решение в этот благословенный период вместе с телесным подвигом поста наибольшее внимание уделять покаянию. Поразмыслим над тем, какую жертву принес ради нас Христос, над тем, как Он любит нас и как далеко мы от Него находимся. Видя это расстояние, отделяющее нас от Бога, да будем сокрушаться об этом, да будем умолять Его, чтобы Он простил нам наши грехи, приблизился к нам и вошел в наше сердце. И да будем уверены, что Господь, видя такое наше смирение, придет в наше сердце, утешит нас и поддержит, удостоверит нас в Своей любви и в нашем спасении.

В Церкви мы живем не ложными утопическими идеями, не нравственной набожностью, но живем личным опытом общения с Богом. Бог всегда «обращает Лицо Свое» к нам, Он всегда рядом, и человек призван обрести свой личный опыт общения с Богом, который становится для него самым значимым, самым главным опытом его жизни. Примером служат нам святые, в жизни которых было явное присутствие Бога.

Живя так, мы со временем станем подлинными христианами. А исполнение евангельских заповедей, если мы будем следовать этому постоянно, в свое время принесет достойный плод, преображая нашу сущность, соделывая ее храмом Святого Духа и благословенным сосудом Божиим.

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист
Журнал «Параклиси»

Просмотрено (38) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

6 и7 мая - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 маяСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

6 маяСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца далее » Иверской иконы Божией Матери далее »

7 мая — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

8 мая — Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка далее »

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

11 мая — Суббота Светлой седмицы. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы