Выбрать страницу

Зачем нам несчастья

У каждого есть свои «египетские боги» — в них человек надеется обрести опору в своей временной жизни. У одних это деньги, связи, друзья, у других — карьера, власть. Для некоторых идолом становится собственный ребенок. Иные часами накачивают мускулы в тренажерном зале в угоду широко почитаемому сегодня фетишу — телесной привлекательности. Кто-то сидит часами с гаджетом. Мало ли идольских разновидностей!

Еще почти полторы тысячи лет назад святитель Исидор Севильский назвал ветхозаветный Египет образом «века сего», признавая: «То, что происходило с египтянами зримым образом, теперь духовно происходит с нами». По мысли святителя, «век сей» — понятие вневременное. Это не эпоха, в которую мы живем, а внутреннее стремление к земному комфорту. «Век сей» существует с момента грехопадения. Он проявляется в готовности человека потратить все отпущенное ему Богом время на минимизацию неизбежных проблем и получение максимального удовольствия в земной жизни, в стремлении иметь радость здесь и сейчас.

Но вмешивается Бог и разрушает наши призрачные опоры. Как в Древнем Египте во времена фараона, так и ныне, всесильный Господь посрамляет идолов, какие бы обличья они ни принимали. Кто-то надеялся накопить денег на квартиру, но разразился кризис, произошла деноминация, и все деньги обратились ни во что. Кто-то сделал жизненную ставку на карьеру, однако началось сокращение рабочих мест, и неожиданно он потерял работу. Или, например, до революции люди из поколения в поколение наживали имущество, приумножали свое состояние, но пришли к власти большевики и все национализировали.

Конечно, такого рода повороты жизни человеку трудно воспринимать бесстрастно, на это способны лишь святые. Но надо постараться понять, что все это происходит не случайно, а с благой для человека целью — оторвать его от пагубной привязанности к преходящему миру и восстановить живую связь с Творцом. Чтобы в подобных ситуациях земля не уходила из-под ног, надо полагать цель своей жизни в Боге, а не в земном богатстве и благополучии — в том, что в любой момент может исчезнуть, не оправдать наших надежд.

Христос приводит немало примеров таких «неправильных привязанностей», на которые тщетно уповают люди. Так, притча о безумном богаче повествует о человеке, который получил огромный урожай и решил: «Сломаю ветхие амбары, построю новые, более вместительные хранилища и буду жить без забот: есть, пить, веселиться в свое удовольствие, ведь я этого достоин». Господь же говорит ему: «Бедный, ты и не подозреваешь, что ближайшая ночь — последняя в твоей жизни» (ср. Лк. 12, 16—20). Все надежды этот богач возложил на свое богатство, полагал, что оно его прокормит, защитит, обеспечит престиж и положение в обществе. А на деле ему не пришлось воспользоваться и малой его частью.

Казни Божии — будь то внезапные несчастья, болезни или другие лишения — являются следствием ненормального духовного состояния людей. И во время всемирного потопа, и при разрушении Содома и Гоморры, и в Египте, и ныне Господь прибегает к тем действиям, которые только и способен понять духовно одичавший человек. В первой египетской казни — превращении воды в кровь — блаженный Августин усматривает именно такую адекватность Божьего воздействия, когда «грешники плотским образом осознают причины вещей духовных». Человек может настолько сильно огрубеть душой, стать таким «плотским», что пробудить его дух не могут ни Божественные откровения, ни чудеса. Для вразумления такого грешника Бог «вынужден» применять удары, бедствия, катастрофы, которые способны отрезвить его, отвлечь от погружения лишь в земные интересы.

Причем «плотской» человек — это не обязательно грубый дикарь или опустившийся алкоголик. Плотской человек может быть и утонченным интеллектуалом, стильно одетым, воспитанным, с изящными манерами. Он может иметь глубокие познания в науке, искусстве, технике, быть выдающимся художником, врачом или богословом. Определяющей характеристикой плотского человека является ограниченность его жизненных целей рамками временного бытия. Вся его деятельность обращена на устройство земного существования. И чтобы спасти его, Бог начинает действовать…

Почему мы не распознаем кроткие предупреждения Господа, не прослеживаем цепочку нарастающих Божественных предостережений: «Остановись, человек, это опасно для тебя!»? Почему не благодарим Бога за получаемые от Него благодеяния? Видимо, таково после грехопадения прародителей свойство нашей природы: человек трудно отзывается на добро. «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17, 17) — вопрошает Христос, когда поблагодарить Его за исцеление пришел только один из просивших о явном чуде. А вот на скорби и болезни мы реагируем более живо. И Бог применяет то, что действует.

Господь предпочитает такие средства, потому что не хочет нам вечной погибели. Он создал человека для радости, для высшего духовного наслаждения, непреходящего блаженства. Мы получали бы все возможные блага в течение всей нашей временной жизни, если бы это не лишало нас важнейшего — единства с Творцом. А поскольку наша немощная воля нуждается в биче, наша земная жизнь, по выражению преподобного Исаака Сирина, проходит путем скорбей.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (68) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
14 мая — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

АНТИПАСХА

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
АНТИПАСХА. Фомина неделя или уверение апостола Фомы. Первый воскресный день после Праздника Пасхи, в церковном словаре носит название Антипасха. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть... дальше

Радоница

14 мая - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 12 мая. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 мая — Четверг Светлой седмицы. День Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

12 мая — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы